Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Новости

13.02.2015

 

О международной деятельности ФСКН России

 

ФСКН России намерена принять и реализовать комплекс мер, направленных на противодействие наркоагрессии в отношении Российской Федерации

 

В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», международное сотрудничество является одним из главных направлений работы в сфере комплексной борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

 

ФСКН России развернута системная и комплексная работа по указанному вопросу во взаимодействии с МИДом России, другими российскими органами исполнительной власти и общественными структурами. Налажено оперативное взаимодействие и информационный обмен с компетентными органами более 80 государств и около 30 международных организаций. Заключено 65 межведомственных соглашений, 63 двухсторонних межгосударственных и межправительственных соглашения, а также 6 многосторонних межправительственных соглашений, по которым ФСКН России определена в качестве компетентного органа, ответственного за их реализацию.

 

Загранаппарат ФСКН России составляет 18 сотрудников (13 представителей и 5 заместителей представителей), с местом нахождения в 13 странах. Всего официальные представители аккредитованы и представляют интересы Службы в 24 странах (список стран аккредитации  прилагается).

 

Значимую роль в организации международного антинаркотического взаимодействия исполняет Государственный антинаркотический комитет, объединяющий в своем составе все заинтересованные органы государственной власти. В частности на заседаниях ГАК утверждаются указания по работе межведомственных делегаций на наиболее важных международных мероприятиях, например на сессиях Комиссии по наркотическим средствам ООН.

 

Так как основную угрозу для Российской Федерации представляет существование планетарного центра наркопроизводства в Афганистане и генерируемый им наркотрафик, приоритет в работе ФСКН России – это взаимодействие с государствами Центральноазиатского региона, осуществляемое как на двусторонней основе, так и в формате региональных международных организаций, в том числе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в рамках которых приняты антинаркотические стратегии ШОС в 2010 году ( Смотреть/скачать ) и ОДКБ в декабре 2014 года ( Смотреть/скачать ), что значительно усиливает потенциал антинаркотического сотрудничества государств-членов ОДКБ и ШОС.

 

Активизация международного антинаркотического сотрудничества в рамках ОДКБ путем проведения ряда этапов международной оперативно-профилактической операции «Канал» позволила изъять из незаконного оборота только в 2013 – 2014 гг. более 20 тонн наркотических средств и психотропных веществ. В операциях «Канал» участвуют помимо компетентных органов государств ОДКБ представители антинаркотических структур и органов безопасности Китая, Афганистана, Пакистана, Ирана, а также европейских стран и США, что позволяет в режиме реального времени осуществлять обмен оперативной информацией, проводить международные контролируемые поставки. К проведению антинаркотических учений и совместных операций («Канал», «Чистый Каспий» и др.) по пресечению трафика наркотиков через Центральную Азию привлекаются Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ.

 

Сибирский юридический институт ФСКН России определен главами государств-членов ОДКБ в качестве основного центра антинаркотического образования в регионе, что позволило обеспечить масштабное обучение в России антинаркотических кадров.

 

В рамках реализации положения Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года об оказании технического содействия странам Центральной Азии в антинаркотической сфере разработан механизм помощи Государственной службе Киргизской Республики по контролю наркотиков, Агентству по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, что явилось серьезным прорывом в сотрудничестве России и стран региона в сфере противодействия наркопроизводству и наркотрафику.

 

Деятельность по имплементации вышеуказанных программ осуществляется в рамках Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации. В декабре 2014 года Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым подписано распоряжение о расширении компетенции Правительственной комиссии, которая вправе рассматривать вопросы не только оказания финансовой и материально-технической помощи компетентным органам Центральной Азии, но и прорабатывать различные стратегические проекты в иных странах и внутри страны. Механизм работы Правительственной комиссии позволяет эффективно выполнять поручения Президента и Правительства Российской Федерации, а также добиваться реализации стратегических целей. Решения Правительственной комиссии являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти.

 

С не меньшей интенсивностью организуется международное сотрудничество по иным направлениям. За период 2009-2014 г.г. организованы следующие мероприятия:

 

- переговоры с иностранными партнерами, результатом которых стало подписание 35 межведомственных антинаркотических соглашений;

- запуск новых форматов многостороннего взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков – «Центрально-Азиатский антинаркотический секстет», «Каспийская антинаркотическая пятерка», взаимодействие в рамках БРИКС, приведшее к созданию в формате БРИКС специализированной рабочей группы по противодействию наркообороту;

- на базе учебных заведений ФСКН России обучено порядка 3 тысяч зарубежных специалистов;

- проведение крупных международных антинаркотических конференций: российско-афганского Форума, посвященного 90-летию установления дипломатических отношений между Россией и Афганистаном (2009 г.); Международного форума «Афганское наркопроизводство – вызов мировому сообществу» (2010 г.), XXX Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (2013 г.), Первой московской антинаркотической министерской конференции (2014 г.).

 

Результаты перечисленных мероприятий были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция «Положение в Афганистане» от 14.11.2014 п. 93), а отдельные положения итоговых документов нашли свое отражение в резолюциях КНС ООН, декларациях и заявлениях ШОС, СНГ, ОДКБ, ЕС и иных международных документах. В частности, в заявлении государств-членов ОДКБ по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана, распространение афганских наркотиков признано угрозой миру и международной безопасности.

 

Вышеуказанные конференции стали масштабными событиями, направленными на формирование многовекторной полицейской антинаркотической коалиции в преддверии запланированной на 2016 год спецсессии Генассамблеи ООН по наркопроблематике. Поддержанные всеми участниками итоговые заявления и декларации отражают глобальные инициативы, такие как необходимость ликвидации центров наркопроизводства в Афганистане и Латинской Америке, альтернативное развитие наркопроизводящих государств, а также неуклонную приверженность международному режиму контроля за наркотиками в противовес набирающим силу нарколиберальным тенденциям.

 

Позиция России о необходимости более тесного полицейского сотрудничества была озвучена в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина в рамках XXX Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (IDEC-XXX), а основные элементы «миссии наркополиции» определены директором ФСКН России В.П. Ивановым  и полностью поддержаны всеми участниками. К ним относятся пять измерений. Первое - антинаркотическое измерение, направленное на борьбу с транснациональной организованной преступностью. Второе – международно-правовое. Это, прежде всего, оценка масштаба феномена планетарного производства героина и кокаина и всего спектра связанных с этим последствий. Третье измерение – социально-гуманитарное, направленное на декриминализацию молодежной среды  через социальные программы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Четвертое – финансово-экономическое, направленное на уничтожение финансовой базы наркопреступности. Пятое – организация альтернативного развития для трансформации социальной базы наркопроизводства и стимулирования создания альтернативной экономики развития в странах наркопроизводства и транзита.

 

При поддержке МИД России Службе удалось зафиксировать важные позиции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в ряде ключевых документов:

 

- в заявлении участников IDEC-XXX ( Смотреть/скачать ) обозначено единство позиций правоохранительных органов и нацеленность на борьбу с незаконным распределением, хранением и использованием психоактивных веществ и призыв к международным организациям, государственным властям и гражданскому обществу сктивизировать обсуждение проблем незаконного оборота наркотиков, включая противодействие центрам наркопроизводства, угрожающим глобальной и региональной безопасности;

- в декларации I Московской антинаркотической министерской конференции от 15 мая 2014 года ( смотреть/скачать ) определено, что планетарные центры наркопроизводства в Южной Америке и Афганистане являются локомотивом глобальной наркопреступности и наркоэкономики и стратегической задачей мирового сообщества является их ликвидация;

- Форталезская декларация ( Смотреть/скачать ), принятая по итогам шестого саммита БРИКС 15 июля 2014 года, фиксирует глубокую обеспокоенность стран БРИКС глобальной проблемой наркотиков, которая продолжает угрожать здоровью, безопасности и благополучию людей и подрывать социально-экономическую и политическую стабильность и усилия по обеспечению устойчивого развития;

- Манагуанская декларация глав полицейских органов стран Центральной Америки ( Смотреть/скачать ), Карибского бассейна, Мексики и Колумбии от 10 сентября 2014 года фиксирует заинтересованность данных государств в признании альтернативного развития неотъемлемой частью Целей устойчивого развития и Повестки дня в области развития после 2015 года;

- Душанбинская декларация глав государств-членов ШОС ( Смотреть/скачать ), принятая 12 сентября 2014 года, призывает заинтересованные партнерские организации выступить с совместным заявлением в поддержку линии на сохранение и укрепление международной системы контроля над наркотиками;

- в коммюнике Четвертого каспийского саммита от 29 сентября 2014 года ( Смотреть/скачать ) обозначены намерения государств продолжать совместные усилия по противодействию актуальным вызовам и угрозам безопасности в регионе Каспийского моря, обращая особое внимание на сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- Заявление глав государств – участников СНГ от 10 октября 2014 года ( Смотреть/скачать ) о сохранении и укреплении международной системы контроля над наркотиками отражает озабоченность в связи с попытками подрыва сложившегося антинаркотического режима и необходимость поддержки правоохранительных мер по борьбе с наркотиками весомой экономической составляющей;

- в Совместном обращении участников заседания Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ, Координационного совещания председателей комитетов (комиссий) по обороне и безопасности парламентов государств – членов ОДКБ при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ и Координационного совещания главных наркологов государств – членов ОДКБ ( Смотреть/скачать ) содержится обращение к парламентам государств – членов ОДКБ и министрам иностранных дел государств – членов ОДКБ с призывом о содействии продвижению на международной арене, в том числе в Совете Безопасности ООН, вопроса о выделении проблемы ликвидации планетарных центров наркопроизводства в отдельный приоритетный вопрос для всего мирового сообщества.

 

Дополнительный вклад в данную работу ожидается от проведения в соответствии с решением Президента Российской Федерации Второй московской антинаркотической министерской конференции в апреле 2015 года и далее на ежегодной основе.

 

Помимо выработки стратегических подходов к решению проблем глобального наркопроизводства Службой осуществлялось практическое взаимодействие с компетентными органами Афганистана по вопросам ликвидации наркоинфраструктуры. За период с 2010 по 2014 год осуществлено порядка 10 операций, в результате которых уничтожен ряд нарколабораторий и изъято более 20 тонн подконтрольных веществ. Важным направлением работы явилась организация и проведение международных антинаркотических операций ФСКН России с иностранными партнерами: «Аравийский муссон» в Пакистане, «Шторм-2014» в Никарагуа, что позволило обеспечить высокую практическую результативность международного сотрудничества. Реализуется российский проект строительства Центра по подготовке антинаркотических кадров правоохранительных органов Латинской Америки, на которых обучено более 300 человек из 17 стран региона.

 

В 2012 году ликвидирован канал поставки наркотиков преступным сообществом Гулмамадова, который руководил эстафетными поставками героина, находясь на территории Объединённых Арабских Эмиратов. В феврале 2012 года ФСКН России при содействии МИД России удалось экстрадировать Гулмамадова из ОАЭ, что явилось первым случаем, когда это государство экстрадировало крупного транснационального преступника.

 

Только за 2013 год ФСКН России провело 35 совместных операций с международными партнёрами. Пять операций реализованы за пределами Российской Федерации на ранних подступах. В Афганистане проведено три операции, в ходе которых было ликвидировано порядка 15 нарколабораторий и уничтожено 18 тонн в героиновом эквиваленте, готовых к отправке на российское направление.

 

Антинаркотическое сотрудничество с США выстраивалось на основании эффективно действовавшего до 2014 года формата Российско-американской рабочей группы по противодействию наркотикам Двусторонней Президентской комиссии. На заседаниях группы рассматривались существующие практики и инновационные методы сокращения спроса и предложения наркотических веществ, варианты оптимизации правовой базы, а также вопросы лечения и реабилитации наркозависимых лиц. В 2014 году сотрудничество в данном формате было приостановлено по инициативе американской стороны. Вместе с тем контакты с компетентными органами США на экспертном уровне по всем направлениям антинаркотического сотрудничества сохраняются.

 

28 января 2014 года в Брюсселе Президент Российской Федерации Владимир Путин принял участие в Саммите Россия – Европейский Союз. По итогам Саммита принято Совместное заявление ( Смотреть/скачать ), в котором, в частности, говорится: «Мы озабочены негативными последствиями процессов интеграции между наркосиндикатами и террористическими сетями, что создает новый вызов – укрепляющуюся связь между оргпреступностью, наркотрафиком и терроризмом. Мы призываем к совместным действиям при координирующей роли ООН в целях борьбы, прежде всего против глобального производства героина и кокаина, а также синтетических наркотиков, часть доходов от сбыта которых используется для финансирования террористической деятельности».

 

Как было отмечено в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на Конференции IDEC-XXX 5 мая 2014 года в Москве наркобизнес является «питательной средой» для терроризма. «Сегодня каждое государство должно осознать ответственность за бескомпромиссную борьбу с наркоагрессией и наркоугрозой, за обеспечение эффективной реализации международных проектов по контролю за оборотом наркотиков». 10 февраля 2015 года Председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России В.П. Иванов на совещании председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов общей юрисдикции, а также председателей арбитражных судов Российской Федерации отметил, что «наркомания превратилась в угрозу национальной безопасности, стала вопросом выживаемости нашего общества. Нами выявлены и раскрыты 3 крупных международных наркогруппировки, организаторы которых находились на территории стран Юго-Восточной Азии и Украины и направляли сотни килограммов высокотоксичных препаратов в Россию, вербовали и систематически засылали в нашу страну наркокурьеров.

 

В развитие решения поставленных руководством страны задач в преддверии Спецсессии Генассамблеи ООН в 2016 году по тематике мировой проблемы наркотиков ФСКН России предложило совместно с МИДом России рассмотреть ряд инициатив на международной арене, реализация которых направлена на борьбу с мировой наркотизацией и попытками наркосиндикатов расшатать существующую международную антинаркотическую систему:

 

1. Включение стратегической задачи по ликвидации планетарных центров наркопроизводства в качестве одной из ключевых в повестку дня Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков 2016 года в области устойчивого развития.

2. Принятие в качестве резолюции Совета Безопасности ООН Плана ликвидации планетарных центров наркопроизводства.

3. Сохранение и укрепление действующей международной системы контроля за наркотиками.

4. Противодействие распространению нарколиберальных идей и легализации наркотиков.

5. Продвижение идеи о признании международным сообществом  Руководящих принципов ООН в области альтернативного развития, принятых 68-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН, в качестве основного механизма ликвидации масштабного производства героина и кокаина.

6. Продолжение борьбы с новыми психоактивными веществами, в том числе путем совершенствования нормативной правовой базы.

7. Снижение спроса на наркотики через антинаркотическую пропаганду и разработку специально ориентированных социальных программ, а также реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей.

 

Реализация указанных инициатив в современной политической обстановке предполагает консолидацию усилий всех органов власти в целях решения главной государственной задачи - обеспечения антинаркотической безопасности нашей страны для сохранения жизни и здоровья нации. Для этого мы намерены принять и реализовать комплекс мер, направленных на противодействие наркоагрессии в отношении Российской Федерации и на обеспечение мира, стабильности и безопасности нашей страны и соседних государств.

 

 

 

СПИСОК

стран аккредитации официальных представителей ФСКН России

 

 

1. Австрийская Республика, с дополнительной аккредитацией в Чехии и Хорватии.

2. Исламская Республика Афганистан.

3. Испания

4. Республика Казахстан (официальный представитель и его заместитель).

5. Киргизская Республика (официальный представитель и его заместитель).

6. Китайская Народная Республика.

7. Никарагуа (с дополнительной аккредитацией в Сан-Сальвадоре и Гондурасе).

8. Пакистан.

9. Перу (с дополнительной аккредитацией в Доминиканской Республике, Панаме и Республике Куба).

10. США (с дополнительной аккредитацией в Белизе и Мексике).

11. Республика Таджикистан (официальный представитель и его заместитель).

12. Украина.

13. Финляндия (с дополнительной аккредитацией в Швеции и Норвегии).