Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

24.10.2012

 

Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на совместном заседании Коллегий ФСКН России и МВД России, 24 октября 2012 г.

 

Виктор Иванов: "Одной полицейской дубиной общество от наркомании не спасти"

 

Неделю назад исполнилось 5 лет с момента создания Государственного антинаркотического комитета – органа, который обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков. Без тесного межведомственного сотрудничества наркотизацию нашей молодёжи нам не остановить.

Прежде всего, хотел бы представить вам краткие обобщённые результаты нашей общей работы.

За первые 9 месяцев текущего года всем пулом правоохранительных органов возбуждено 170 тысяч уголовных дел, связанных с наркотиками, изъято 85 тонн подконтрольных веществ, из них почти 5 тонн опиатов, 2,5 тонны синтетических и психотропных веществ, 20 тонн марихуаны. Ликвидировано свыше 5 тысяч наркопритонов, уничтожены 22 крупные нарколаборатории и свыше 4 тысяч кустарных наркопроизводств. Разгромлено более 12 тысяч преступных группировок, из них 40 – преступных сообществ, занимавшихся наркопроизводством на глубоко законспирированной и почти промышленной основе. К уголовной ответственности привлечены 88 тысяч человек. Совместными усилиями рост наркомании удалось существенно приостановить.

Но дальнейшая интенсификация мер полицейского характера, в результате применения которых одномоментное количество привлеченных к разным формам ответственности за наркотические правонарушения в России достигло почти полмиллиона человек, как основной метод борьбы с наркоманией себя исчерпывает.

Более того, весь этот пятисоттысячный контингент, при  крайне высоком уровне рецидивности, более 40 процентов, и латентности - является фактором интенсивного воспроизводства наркомании в России.

Иными словами, одной полицейской дубиной общество от наркомании не спасти!

При этом армия наркопотребителей является костяком, основой уличной торговли наркотиками и выступает посредником, связующим звеном между откровенным криминалитетом и здоровой молодёжью.

Изложенное диктует необходимость приступить к реализации политики, направленной на денаркотизацию, а по сути - на декриминализацию общества через профилактику, кардинальное снижение спроса на наркотики, законодательно выдавливая наркопотребителей из свободного обитания в обществе в специализированные центры социальной реабилитации для прохождения обстоятельного курса освобождения от наркозависимости.

В этих целях необходимо установить институциональный примат трёх «ключей»: медицина, социальная защита и судебно-полицейская деятельность.

Соответственно, предлагаю определить в качестве главных три направления совместной деятельности по денаркотизации общества: подрыв инфраструктуры наркобизнеса, подрыв экономической базы наркобизнеса и профилактика наркомании.

Конечной задачей должно стать максимальное отвлечение людей от наркобизнеса и наркомании через профилактику наркопреступности, своевременное выявление наркопотребителей и обеспечение действенного механизма освобождения их от наркозависимости через программы социальной реабилитации и ресоциализации.

Фундаментом такого механизма является практика привлечения к административной ответственности наркопотребителей – будь то управление автотранспортом в состоянии наркотического опьянения либо иное нахождение в обществе в состоянии наркоопьянения. Следует подчеркнуть, что таковых наркопотребителей через административную практику МВД и ФСКН выявляется от 150 до 200 тысяч человек ежегодно. И лишь 2 процента из них известны как наркопотребители отечественной медицине. Остальные - вне поля зрения нашей наркологии.

Назрела пора состыковать административно-пресекательный потенциал государства, нацеленный на выявление наркопотребителей, с государственной задачей по лечению, реабилитации и возвращению наркоманов в общество.

Предлагаю следующий 2013 год сделать годом прорыва в эффективном использовании административной практики в сфере наркомании.

Первый важный шаг нами сделан.

Службой разработан и внесен в Правительство России законопроект, наделяющий суд правом направлять наркопотребителей на лечение и реабилитацию в случае совершения ими административного правонарушения. Мы оставляем в прошлом исключительно карательный уклон административной ответственности, а перенацеливаем ее на побуждение и активизацию социальных механизмов противодействия наркомании.

В этой ситуации необходимо создать принципиально новую систему работы с наркопотребителями, нарушившими закон, через их широкое привлечение к медицинской и социальной реабилитации. Это крайне важно, поскольку именно этот контингент является базой воспроизводства как преступности в стране в целом, так и наркомании как социального явления.

В этом случае, весьма важно, что административная ответственность воспроизводит персональные данные правонарушителей из числа наркоманов. Именно это должно быть максимально использовано для информирования медицинских и социальных учреждений в целях обязательного принятия ими мер, с одной стороны, по освобождению выявленных нарушителей от наркозависимости, а с другой стороны, защите общества от вируса наркомании.

Для этого следует создать единую базу данных не только по выявлению административных правонарушений, связанных с немедицинским употреблением наркотических средств, их рекламой и пропагандой, но и интегрировать её с базой данных по всем наркопотребителям.

Предлагаю создать межведомственную рабочую группу с участием МВД и ФСКН России, а также выйти с предложением к Минздраву России, ФСИН России, Минтруду России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти войти в ее состав.

Особое внимание следует уделить разработке новых мер по отношению к лицам, которые управляют транспортом в состоянии наркотического опьянения.

Общественную значимость и резонансность данной проблемы пояснять не надо. За прошлый год только за наркотики лишены лицензий 13 тысяч таких водителей, – это тысячи предотвращённых аварий и смертей на дорогах. А с учётом латентности – по дорогам России носится порядка 100 тысяч наркопьяных в год. Угроза обществу предельно высокая.

В целях повышения выявляемости наркоманов за рулем необходимо сформировать общероссийскую систему по специализированному обучению полицейских автоинспекторов методикам выявления таких опасных наркопотребителей.

Вторым важным направлением является подрыв экономических основ наркобизнеса.

Самое страшное для наркоторговцев – это даже не сесть в тюрьму, а лишиться имущества, нажитого незаконным путем. Мировой опыт показывает, что меры по полной конфискации имущества наркопреступников являются наиболее чувствительными и эффективными в борьбе с наркомафией.

С 1 января 2013 года вводится в действие пожизненное наказание за торговлю наркотиками в особо крупных размерах (для героина – это свыше 1 кг, марихуаны – свыше 100 кг). Очевидно, что этих преступников следует также законодательно обязать подтверждать легитимность источников происхождения их собственности, движимого и недвижимого имущества и иных активов.

Общемировая практики и конвенции ООН распространяют подобную норму и на иные, в том числе и менее тяжкие, преступления.

Актуальным аспектом борьбы с незаконным оборотом наркотиков является противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Это, к сожалению, одно из самых слабых звеньев в нашей борьбе против наркопреступности.

Исходя из того, что отмывание и легализация средств является обязательной составной частью любого наркопреступления, надо решительнее возбуждать дела указанной категории. Тем более, что по нашей совместной инициативе Правительством России в ближайшее время будет внесён в Государственную Думу проект по понижению порога размера отмываемых средств с 6 миллионов до 600 тысяч рублей.

Третьим направлением является подрыв и ликвидация инфраструктуры наркобизнеса.

При этом действующую наркоинфраструктуру можно разделить на транснациональные каналы поставок тяжёлых наркотиков из Афганистана и Латинской Америки и их контрабандный ввоз в Российскую Федерацию, оптово-региональные операции внутри страны и локальные розничные дистрибутивные сети.

Я думаю, что формат совместной коллегии позволит нам выработать высокоэффективные формы взаимодействия в борьбе с транснациональными преступными группировками и контрабандой наркотиков.

В то же время краеугольным для понимания является то, что дистрибутивная сеть мелких розничных торговцев состоит сплошь из самих наркоманов. Именно поэтому своевременное выявление этих наркопотребителей и направление их в специализированные центры реабилитации и ресоциализации является, по сути, фундаментом по демонтажу инфраструктуры уличного сбыта. И в этой ситуации мы рассчитываем на возможности широко разветвленной системы территориальных органов внутренних дел.

Особо хочу подчеркнуть необходимость расширения масштабов и качества совместных операций по ликвидации дистрибутивных сетей, базой которых являются наркопритоны, действующие в массе своей в квартирном жилом секторе.

Это наша первая совместная коллегия за десять лет работы.

Она должна задать направления повышения качества нашего оперативного полицейского взаимодействия в борьбе с наркопреступностью, обеспечив неотвратимость наказания за нарушения закона, и новый, правовой тренд социальной активизации государственных и общественных институтов в борьбе с наркоманией.