Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

26.11.2012

 

Выступление Директора ФСКН России В.П. Иванова на Всероссийской научно-практической конференции «К 10-летию создания ФСКН России. Новое законодательство и вопросы правоприменительной практики в борьбе с наркопреступностью»

 

.

 

Иванов Виктор Петрович Уважаемые коллеги!

 

В следующем году исполняется 10 лет с момента создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, которая  обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков. За это время ФСКН России наработан значительный опыт выявления, а также расследования наркопреступлений, в первую очередь, совершенных в организованных формах, пресечения международного наркотрафика и подрыва экономических основ наркобизнеса. 

Сегодня Служба расследует более 80% всех наркопреступлений, совершенных в организованных формах. ФСКН России направляется в суды более половины от всех оконченных правоохранительными органами России уголовных дел по статье 210 УК России.

100% всех фактов легализации (отмывания) преступных доходов, уголовные дела о которых были направлены в суд, расследованы именно органами наркоконтроля.

На долю ФСКН России приходится до 70% всех изъятых по расследованным преступлениям наркотиков.

В целом за совершение наркопреступлений ежегодно к уголовной ответственности привлекается свыше 100 тысяч человек. Следует прибавить к этому числу контингент уже находящихся в местах лишения свободы - это 147 тысяч наркопреступников, 113 тысяч осужденных за наркопреступление, отбывающих срок условно, а также до 150 тысяч человек, привлеченных к административной ответственности за наркотики. В итоге текущее количество наказанных в стране за наркотики составляет 500 тысяч человек.

Таким образом, совместными усилиями силового блока рост наркопреступности удается сдерживать, однако дальнейшая интенсификация мер полицейского характера, в результате применения которых одномоментное количество привлеченных к разным формам ответственности за наркотические правонарушения в России достигло почти полумиллиона человек, как основной метод борьбы с наркоманией себя исчерпывает. Более того, весь этот пятисоттысячный контингент при крайне высоком уровне рецидивности - более 40 процентов, и латентности является фактором интенсивного воспроизводства наркомании в России.

Иными словами, одними полицейскими методами общество от наркомании не спасти! При этом армия наркопотребителей является основой уличной торговли наркотиками и выступает посредником, связующим звеном между откровенным криминалитетом и здоровой молодежью.

Изложенное диктует необходимость приступить к реализации политики, направленной на денаркотизацию, а по сути - на декриминализацию общества через профилактику, кардинальное снижение спроса на наркотики, законодательно вытесняя наркопотребителей из здорового общества в специализированные центры комплексной реабилитации для прохождения обстоятельного курса освобождения от наркозависимости.

Уважаемые коллеги!

По сути речь идёт о переходе всей судебно-законодательной системы страны к принципиально новому институту альтернативной ответственности, то есть действующее законодательство и правоприменительная практика должны быть выстроены не в примитивной логике наказания как возмездия наркопотребителям, а в логике ответственности наркопотребителей перед обществом через обязательное по решению суда прохождение программ освобождения от зависимости.

При этом, хочу подчеркнуть, это должен быть добровольный выбор наркопотребителя между лишением свободы и освобождением от зависимости.

В этих целях необходимо объединить три основные составляющие: судебно-полицейская деятельность, медицина и социальная защита. Соответственно необходимо сосредоточить усилия на трех главных  направлениях деятельности по денаркотизации общества: подрыв экономических основ и разрушение инфраструктуры наркобизнеса, профилактика наркомании и разработка правового механизма побуждения к отказу от потребления наркотиков, а также создание системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, отказавшихся отнаркопотребления.

Конечной задачей должно стать максимальное отвлечение людей от наркобизнеса и наркомании через профилактику наркопреступности, своевременное выявление наркопотребителей и обеспечение действенного механизма освобождения их от наркозависимости через программы комплексной реабилитации и ресоциализации.

Фундаментом такого механизма является практика привлечения к административной ответственности наркопотребителей, которых таким методом выявляется от 150 до 200 тысяч человек ежегодно. Однако, лишь 2 процента из них известны как наркопотребители отечественной медицине. Остальные - вне поля зрения нашей наркологии.

Аналогичным образом реагирует наша правовая система на наркопотребителей, совершающих уголовные преступления, возлагая дополнительную обязанность лечиться только на условно осужденных наркопотребителей.

Назрела необходимость состыковать уголовно- и административно-пресекательный потенциал государства, нацеленный на выявление наркопотребителей, с государственной задачей по лечению и реабилитации, и возвращению бывших наркопотребителей в общество.

Первый важный шаг в этом направлении нами уже сделан.

В 2011 году вступили в силу наши законодательные инициативы, предусматривающие возможность предоставления отсрочки наказания для наркозависимых лиц, добровольно изъявивших желание пройти лечение, а также комплексную реабилитацию (статья 82.1 УК России).

Кроме того, в развитие этой идеи нами разработан и внесен в Правительство России законопроект, наделяющий суд правом направлять наркопотребителей на лечение и реабилитацию в случае совершения ими преступления либо административного правонарушения.

Мы оставляем в прошлом исключительно карательный уклон уголовной и административной ответственности, и перенацеливаем ее на побуждение к добровольному освобождению от пагубного пристрастия, а также на активизацию социальных механизмов противодействия наркомании. В этой ситуации необходимо создать принципиально новую систему работы с наркопотребителями, нарушившими закон, через их широкое привлечение к лечению и комплексной реабилитации. Это крайне важно, поскольку именно этот контингент является базой воспроизводства как преступности в стране в целом, так и наркомании как социального явления.

В этом случае важно, что административная ответственность позволяет фиксировать персональные данные правонарушителей из числа наркоманов. Именно это должно быть максимально использовано для информирования медицинских и социальных учреждений в целях обязательного принятия ими мер, с одной стороны, по освобождению выявленных нарушителей от наркозависимости, а с другой стороны, защите общества от вируса наркомании. 

Также важным направлением является подрыв экономических основ наркобизнеса. Самое страшное для наркоторговцев - это даже не сесть в тюрьму, а лишиться имущества, нажитого незаконным путем.

Мировой опыт показывает, что меры по полной конфискации имущества наркопреступников являются наиболее чувствительными и эффективными в борьбе с наркомафией.

С 1 января 2013 года вводится в действие пожизненное наказание за торговлю наркотиками в особо крупных размерах (для героина - это свыше 1 кг, марихуаны - свыше 100 кг). Очевидно, что этих преступников следует также законодательно обязать подтверждать легитимность источников происхождения их собственности, движимого и недвижимого имущества и иных активов.

Общемировая практика и конвенции ООН распространяют подобный подход и на иные, в том числе и менее тяжкие преступления.

Актуальным аспектом борьбы с незаконным оборотом наркотиков является противодействие легализации отмывания доходов, полученных преступным путем. Это, к сожалению, одно из самых слабых звеньев в нашей борьбе против наркопреступности. По нашей совместной инициативе Правительством России в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу проект по понижению порога размера отмываемых средств с 6 миллионов рублей до 600 тысяч рублей.

В продолжение вышеуказанных мер мы предлагаем направлять денежные средства, изъятые у сбытчиков наркотиков, на финансирование мероприятий по лечению и комплексной реабилитации наркозависимых.

Другим направлением является подрыв и ликвидация инфраструктуры наркобизнеса.

При этом, действующую наркоинфраструктуру можно разделить на: транснациональные каналы поставки тяжелых наркотиков из Афганистана и Латинской Америки и их контрабандный ввоз в Российскую Федерацию, оптово-региональные операции внутри страны и локальные розничные дистрибутивные сети. 

В то же время краеугольным для понимания является то, что сеть мелких розничных торговцев состоит из самих наркоманов. Именно поэтому своевременное выявление этих наркопотребителей и  направление их в специализированные центры комплексной реабилитации является, по сути, фундаментом по демонтажу инфраструктуры уличного сбыта.

В этой ситуации, как никогда ранее, возрастает роль судебных органов. Когда судья при рассмотрении конкретных материалов о совершении наркопотребителем уголовного преступления или административного правонарушения, должен осознать свою степень ответственности не только в части правильного применения закона, связанного с наказанием правонарушителя, но и за реализацию возможности в рамках судебной процедуры вернуть наркопотребителя в общество, предпринять все возможные меры по побуждению его к нормальной человеческой жизни.

Именно этим объясняется формат сегодняшней научно-практической конференции.

Государство и общество должны объединить свои усилия и найти новые эффективные способы борьбы с наркоманией.

    Уважаемые коллеги, итоги проводимой сегодня конференции должны задать направления повышения качества осуществляемых мер в борьбе с наркопреступностью, обеспечив неотвратимость наказания за нарушение закона, и задать новый, правовой тренд социальной активизации государственных и общественных институтов в борьбе с наркоманией через систему судебных решений о направлении на комплексную реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей, выявленных правоохранительными органами.

Благодарю за внимание.