Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

19.02.2013

 

Выступление председателя ГАК, директора ФСКН России Виктора Иванова на совещание председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов Российской Федерации (Москва, Президент-Отель, 19 февраля 2013 г.)

 

"О совершенствовании мер, направленных на предотвращение незаконного оборота наркотиков"

 

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Уважаемые коллеги!

Прежде всего разрешите поблагодарить Вас за возможность выступить перед судейским сообществом.

Через месяц исполняется 10 лет с момента создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, и одним из главных направлений все эти годы была законодательная работа, направленная на выстраивание и тонкую настройку эффективной правовой системы противодействия незаконному распространению наркотиков.

За последнее время по инициативе ФСКН России были приняты 9 федеральных законов, направленных в первую очередь на усиление ответственности за вовлечение несовершеннолетних в наркопотребление и распространение наркотиков среди молодежи, а также наркодиллеров, занимающихся оптовыми контрабандными поставками наркотиков в Россию. С первого января текущего года за незаконный оборот наркотиков может применяться такая мера ответственности, как пожизненное лишение свободы.

В 2012 году выявлено и расследовано почти 250 тыс. преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и привлечено к уголовной ответственности более 100 тыс. преступников.

Предотвращено почти 11 тыс. попыток оптовых сбытов наркотиков на территории Российской Федерации. Все преступления, связанные с легализацей доходов, полученных от наркопроизводства, раскрыты и расследованы сотрудниками нашей Службы.

В прошедшем году только по делам органов наркоконтроля осуждено более тысячи  организаторов и членов преступных групп и преступных сообществ, контролировавших сети сбыта наркотиков на территории Российской Федерации, из которых каждый третий осужден к десяти и более годам лишения свободы.

Каждое пятое уголовное дело, рассмотренное судами Российской Федерации в 2012 году, связано с наркотиками, а в некоторых регионах количество таких уголовных дел достигает 40%.

Несмотря на то, что правоохранительные органы ежегодно возбуждают и расследуют сотни тысяч дел о незаконном обороте наркотиков, а судебные органы в год выносят свыше 100 тыс. обвинительных приговоров только по основной квалификации, доля лиц, потребляющих наркотики, остается по-прежнему высокой.

Достаточно сказать, что, по данным мониторинга наркоситуации, проведенного в прошлом году, в России около восьми с половиной миллионов лиц с разной степенью регулярности употребляют наркотики.

Именно они обеспечивают до 80% всей уличной преступности в стране, одновременно образуя как рынок спроса на наркотики, так и инфраструктуру их сбыта. И не случайно большинство мелких уличных краж и грабежей совершаются наркопотребителями. И вам, как судьям, это хорошо известно. По сути, наркомания стала системообразующим элементом преступности в стране.

Необходимо ставить заслон на пути проникновения наркотиков на территорию нашей страны. Именно поэтому основные усилия ФСКН России, как полицейской спецслужбы и координатора антинаркотической деятельности правоохранительных органов, направляются на выявление и уничтожение инфраструктуры организованной преступности - сетей сбыта и дистрибуции наркотиков, а также каналов их поставки из-за рубежа.

Так, в феврале 2013 года сотрудниками ФСКН России при активном содействии МИД России и НЦБ Интерпола экстрадирован из Объединенных Арабских Эмиратов на территорию России один из крупнейших наркобаронов – Гулмамадов Атобек, имеющий множественное гражданство, который был объявлен нами в международный розыск за организацию глубоко законспирированных контрабандных каналов поставок героина через среднеазиатские государства в десятки регионов России.

В российской практике Объединенные Арабские Эмираты впервые выдали Российской Федерации преступника транснационального масштаба.

Важную роль в повышении эффективности противодействия наркопреступности играет своевременная корректировка правоприменительной практики в деятельности органов предварительного следствия и судебной системы.

С этой целью нами совместно с Верховным Судом проведены две научно-практические конференции по антинаркотической тематике. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в июне 2012 г. утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с наркотиками. По отзывам с мест, многие проблемы удалось снять.

Вместе с тем все еще остаются не решенными спорные вопросы. К примеру, наши требования к осуществлению оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» постоянно ужесточаются, в связи с чем количество возбужденных по результатам их проведения уголовных дел неуклонно снижается. За 3 года произошло сокращение уголовных дел данной категории более чем в 1,5 раза.

В то же время, позиция некоторых судов рассматривать каждую повторно проведенную проверочную закупку как незаконную не всегда обоснована, так как для выявления преступлений, совершенных членами преступных сообществ, а также связей участников преступных групп, проведения одной проверочной закупки недостаточно.

Следует отметить, что до настоящего времени продолжают иметь место случаи принятия судами различных, зачастую прямо противоположных решений при квалификации действий подсудимых, обвиненных в участии в преступном сообществе.

В качестве показательного примера может служить уголовное дело в отношении 10-ти членов преступного сообщества, совершивших в Оренбургской области более 30-ти наркопреступлений.

Суд первой инстанции подсудимых в части участия в преступном сообществе оправдал, однако после вмешательства Верховного Суда Российской Федерации приговор по делу отменен, дело возвращено на новое рассмотрение.

В июле 2012 года в ходе повторного судебного рассмотрения присяжными был вынесен обвинительный вердикт, подсудимые осуждены к длительным срокам лишения свободы по статье 210 УК России.

Это говорит о том, что различные подходы к толкованию признаков преступного сообщества требуют их дополнительной проработки высшей судебной инстанцией.

Еще одним моментом, который требует обсуждения, является вопрос об условно-досрочном освобождении осужденных.

Как показывает следственная практика, крупные наркодельцы после задержания не стремятся сотрудничать со следствием, а наоборот всячески препятствуют расследованию преступлений, отказываются давать показания. В то же время в отношении большинства из них применяется условно-досрочное освобождение.

В этой связи представляется целесообразным при рассмотрении судами вопросов об условно-досрочном освобождении осужденного учитывать его поведение на стадии предварительного следствия, характер совершенного им преступления и раскаяние в содеянном.

Осознавая масштабы наркоагрессии, очевидно, что одними только полицейскими методами общество от наркомании не спасти.

Остановить наркотизацию в России возможно только добившись кардинального снижения спроса на наркотики через реализацию политики, направленной на побуждение наркопотребителей к лечению и обеспечение доступности и эффективности услуг по реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан.

В 2011 году вступили в силу наши законодательные инициативы, предусматривающие возможность предоставления отсрочки наказания для наркозависимых лиц, добровольно изъявивших желание пройти лечение и комплексную реабилитацию (статья 82.1 УК России). До введения этой новеллы уголовное законодательство предусматривало лишь один способ побуждения к лечению – это условное осуждение с возложением обязанности пройти курс лечения от наркомании.

Очередной наш шаг в этом направлении – принятие законопроекта, уже внесенного в Правительство Российской Федерации, концепция которого заключается в наделении суда в рамках как административного, так и уголовного судопроизводства правом возложения на наркопотребителя дополнительной обязанности пройти курс освобождения от наркомании.

В этой связи как никогда ранее возрастает роль судебных органов. При рассмотрении конкретных материалов о совершении наркопотребителем уголовного преступления или административного правонарушения судья должен осознать степень своей ответственности не только в части правильного применения закона, связанного с наказанием правонарушителя, но и за реализацию возможности в рамках судебной процедуры предпринять все возможные меры по побуждению его к здоровому образу жизни и тем самым к защите общества от наркомании.

Законопроектом также предусматривается административная ответственность в виде штрафа или ареста за уклонение наркопотребителя от назначенного судом лечения от наркомании. Однако эти меры недостаточны потому, что они как правило не останавливают наркомана от пагубной привычки потребления наркотиков.

Поэтому полагаем необходимым рассмотреть в случае уклонения от лечения и реабилитации возможность ограничения отдельных прав наркозависимых лиц (например, право на оружие, право на управление транспортными средствами) при условии, что названные ограничения в правах будут сняты после прохождения курса лечения от наркомании и реабилитации.

Количество лиц, одномоментно находящихся под наказанием достигло почти 600 тыс. человек. Из них более чем 147 тыс. содержатся в местах лишения свободы, 113 тыс. - условно осужденных, почти 200 тыс. - привлеченых к административной ответственности, более 100 тыс. - находящихся под следствием. При этом реальное лечение от наркозависимости и реабилитацию проходят не более 20 тыс. человек, в то время как в европейских государствах почти 1,5 млн. наркопотребителей ежегодно ресоциализируются в обществе.

Подобная противоестественная ситуация, сложившаяся в Российской Федерации в сфере борьбы с наркоманией, когда карательная практика явно доминирует над мерами социального характера, потребовала кардинального изменения стратегии государственной антинаркотической политики.

21 ноября 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал поручение ФСКН России совместно с заинтересованными органами разработать проект государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».

Целью Государственной межведомственной программы является существенное сокращение спроса на наркотики и снижение наркомании путем создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей и возвращение их в общество.

Наша общая задача - побудить, заставить наркопотребителя принять решение о необходимости лечения, а государству создать эффективно действующий механизм излечения наших граждан от наркотической зависимости.

Благодарю за внимание.