Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

12.03.2013

 

Тезисы доклада директора ФСКН России на итоговой Коллегии ФСКН России

 

Москва, 12 марта 2013 г.

 

Уважаемые коллеги!

Подведение итогов работы ФСКН России за прошедший год совпало со знаменательной датой. Вчера исполнилось 10 лет со дня принятия руководством страны политического решения о создании специализированного органа по борьбе с наркотиками.

И сегодня у нас есть все основания утверждать, что это решение было своевременным и адекватным ответом государства стремительно развивающейся наркоэкспансии – одному из главных вызовов и угроз современного мира, стоящему в одном ряду с международным терроризмом и локальными военными конфликтами.

Перед Службой была поставлена задача по формированию новой многогранной и многоуровневой системы защиты государства и общества от наркомании.

За прошедшие годы по инициативе ФСКН России, государством принят целый ряд значимых решений. Базовое из них – это утвержденная Президентом России Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. На ее основе создано, по сути, новое антинаркотическое законодательство, нацеленное на решение главных задач определенных Стратегией – снижение предложения и спроса на наркотики.

Объективные данные свидетельствуют, что благодаря консолидации усилий правоохранительных органов удалось снизить уровень как общеуголовной, так и наркопреступности, стабилизировать наркоситуацию в стране. За последние пять лет смертность среди молодежи сократилась почти в полтора раза. Созданы все необходимые предпосылки для коренного перелома наркоситуации и кардинального снижения уровня наркотизации населения.

За 10-лет существования ФСКН России сформирован боеспособный профессиональный коллектив. Служба сумела стать полноценной специализированной структурой, способной не только эффективно обеспечивать национальную безопасность в части противодействия внешней наркоагрессии и борьбы с организованной наркопреступностью, но и активно влиять на формирование позитивных тенденций в структуре социально-экономических и социально-демографических процессов, происходящих в России.

В целях решения приоритетных задач по линии обеспечения наркобезопасности страны, ФСКН России активно взаимодействует со всем правоохранительным пулом. За годы совместной работы накоплен колоссальный опыт совместной слаженной работы, проведения межведомственных оперативно-профилактических операций, направленных на пресечение каналов контрабандны и распространения наркотиков на территории Российской Федерации.

При этом Служба вносит определяющий вклад в общие результаты всей правоохранительной системы Российской Федерации в сфере противодействия наркобизнесу на всех приоритетных направлениях, заключающихся в противодействии организованной и транснациональной наркопреступности, пресечении контрабанды и оптовых поставок наркотиков, подрыве экономических основ наркобизнеса.

Сегодня Службой расследуется более 80% всех наркопреступлений, совершенных в организованных формах. ФСКН России направляется в суды более половины уголовных дел в отношении преступных сообществ (по статье 210 УК России). Нами предотвращено почти 10 тыс. попыток сбыта оптовых партий наркотиков на территории Российской Федерации.

В прошедшем году только по делам органов наркоконтроля осуждено более тысячи организаторов и членов преступных групп и преступных сообществ, контролировавших сети сбыта наркотиков на территории Российской Федерации, из которых каждый третий осужден к десяти и более годам лишения свободы.

Преступления, связанные с легализацией наркодоходов, выявляются и пресекаются исключительно органами наркоконтроля.

При этом результативность деятельности Службы на данном направлении ежегодно возрастает. Не стал исключением и прошедший год, когда количество выявленных и расследованных ФСКН России преступлений по соответствующим статьям Уголовного кодекса возросло более чем на 15 процентов.

Вместе с тем, результаты по данной линии могли быть еще более ощутимыми в случае реализации инициативы ФСКН России, заключающейся во введении обязанности арестованным наркодельцам документально подтверждать легитимность приобретённых ими активов, которые в противном случае должны конфисковаться в полном объёме. Данная мера, несомненно, будет иметь огромный превентивный эффект.

Суммарно в 2012 году из незаконного оборота правоохранительными органами изъято почти 101 тонна подконтрольных веществ, из которых более 85% на счету ФСКН России. В том числе изъято более 2 тонн героина.

Уважаемые коллеги!

Внешняя наркоагрессия по-прежнему является доминирующим фактором в формировании наркоситуации в России.

Весь героин и 3/4 гашиша, потребляемых в Российской Федерации, поступают на ее территорию из Афганистана через Центрально-Азиатский регион.

Наши стратегические задачи на этом направлении - это консолидация усилий мирового сообщества по уничтожению афганской наркоиндустрии и создание эффективного заслона на пути центрально-азиатского наркотрафика.

Президентом России поддержаны предложения Службы о включении вопроса ликвидации афганской наркоинфраструктуры в форматы таких авторитетных международных площадок как Совет Безопасности ООН и «Группа восьми», а также о расширении программ сотрудничества, положительно зарекомендовавших себя в Киргизии и Таджикистане, на все пространство Центральной Азии.

Выполнение этих задач реализуется и в рамках рабочей группы по противодействию незаконному обороту наркотиков Российско-Американской Президентской комиссии, что дало возможность проведения в 2012 году 4 совместных спецопераций на севере Афганистана. В результате ликвидировано 10 нарколабораторий и уничтожено 9 тонн наркотиков в героиновом эквиваленте.

Вчера была проведена крупномасштабная операция в провинции Нангархар, в ходе которой были уничтожены несколько нарколабораторий и изъята почти 21 тонна героина и морфина. Эта уникальная операция стала результатом многомесячной разработки, которая ведется Службой в России по инфраструктуре транзита афганского героина. Это позволило нам выйти на координаты конкретных лиц и географическое расположение лабораторий. Под руководством Министерства внутренних дел антинаркотических сил Афганистана было задействовано 8 вертолетов Международных сил по поддержанию безопасности. 21 тонна – это, по сути, годовой объем поставки наркотиков в Россию. Вчера мы этот вопрос обсуждали в ООН  с заместителем министра внутренних дел Афганистана Ахмади  и министром по борьбе с наркотиками Мокбелом. И эта работа, безусловно, будет продолжена.

В марте этого года на территории Республики Никарагуа прошла первая за всю историю советско- и российско- никарагуанских отношений беспрецедентная по масштабам никарагуанско-российская антинаркотическая операция под кодовым наименованием «Юг».

Основной целью операции являлась ликвидация крупнейшего в Никарагуа международного наркокартеля, осуществлявшего поставки наркотиков из Колумбии через территории Панамы, Коста-Рики, Никарагуа, Гондураса и Гватемалы в США, Западную Европу и Россию.

В ходе операции арестовано 41 человек во главе с руководителем наркосообщества. Изъято более 20 единиц огнестрельного оружия, более 160 тыс. долларов США, конфисковано 59 транспортных средств (в том числе 13 лодок), арестовано 27 объектов недвижимости.

Все это является ярким свидетельством того, что необходимым условием эффективной борьбы с наркоугрозой, учитывая ее транснациональный характер, является развитие международного сотрудничества.

Благодаря высокому международному имиджу, приобретённому ФСКН России в последние годы, Россия избрана местом проведения юбилейной ХХХ Международной конференции специализированных антинаркотических полицейских органов и спецслужб (IDEC-ХХХ), которая состоится в июне 2013 году с участием делегаций около 140 государств мира.

Уважаемые коллеги!

В условиях целенаправленной и эффективной работы ФСКН России по перекрытию каналов поступления афганского героина на территорию Российской Федерации многомиллионная «армия» потребителей опиатов оказалась в условиях острого дефицита героина на внутреннем наркорынке, что незамедлительно повлекло повышение криминального спроса со стороны героиновых наркоманов на его суррогатные заменители. Ярчайший пример – валовый, до последнего времени, рост дезоморфиновой наркомании, сформировавшийся на основе бесконтрольной продажи кодеинсодержащих препаратов. Ежегодно реализовывалось такое количество препаратов, в котором содержалось 10 тонн кодеина, а это равносильно 10 тоннам героина.

Благодаря введению по настойчивой инициативе ФСКН России с 1 июня 2012 года на всей территории России рецептурного отпуска подобных «лекарств» в кавычках, и реализации всего спектра оперативных возможностей, за считанные месяцы удалось снизить уровень дезоморфиновой наркомании в стране более чем в 10 раза, а дезоморфиновые наркопритоны почти прекратили свое существование, при том, что ранее их доля в общем количестве преступлений, связанных с содержанием и организацией наркопритонов достигала 50 %.

Сегодня аналогичная ситуация складывается с распространением так называемых «дизайнерских» наркотиков. На нас надвигается синтетическое наркоцунами с территории Юго-Восточной Азии и отдельных европейских государств.

За последние годы объемы изъятий синтетических наркотических средств возросли в несколько раз. Только в 2012 году масса изъятых наркотиков данной группы достигла почти полутора тонн, из которых более 900 кг или 70 % конфисковано ФСКН России. Ежегодно синтезируется более 50 новых психоактивных веществ. То есть скорость изготовления таких наркотиков составляет 1 наркотик в неделю. Это говорит о том, какая опасность на нас надвигается.

Следует отметить, что потребление «дизайнерских» наркотиков осуществляется в местах массового досуга молодежи – на объектах индустрии ночного отдыха, так и на подходах к этим объектам. При этом, к сожалению, ночные клубы стали местом массового распространения наркомании. Именно толерантность менеджеров этих клубов создает своего рода рекламное преимущество для воспроизводства большей прибыли. Могу рассказать о недавно проведенной операции в клубе «Арена Москвы». Из полутора тысяч находившихся там молодых людей 700 находились в состоянии наркотического опьянения. При этом часть из них успела употребить наркотики непосредственно в клубе, а часть уже пришла в наркотическом опьянении  для отдыха в этом учреждении. Поэтому мы выступаем за то, чтобы менеджеры клубов и сотрудники службы безопасности, которые есть в такого рода заведениях, отвечали за  отдых молодежи, как  это делается во всем мире.

О сложившейся ситуации мною было доложено Президенту России, который поддержал наше предложение о наделении ФСКН России правом оперативно приостанавливать оборот новых видов психоактивных веществ, до принятия решения об их запрете на правительственном уровне.

Уважаемые коллеги!

Тема наркомании многоаспектна: это и вопросы безопасности государства и здоровья населения, причем в первую очередь молодежи.

Несмотря на достаточно высокую эффективность деятельности правоохранительных органов России (ежегодно мы привлекаем к уголовной ответственности порядка 110 тысяч человек) в сфере противодействия наркопреступности, становится очевидным, что решить сложнейшую социально-опасную проблему наркомании одними полицейскими мерами априори невозможно.

Достаточно сказать, что, по данным мониторинга наркоситуации, проведенного в прошлом году, в России насчитывается до 8,5 млн. лиц с разной степенью регулярности употребляющих наркотики – это около 6 % населения страны.

Именно они обеспечивают до 80% всей уличной преступности в стране, одновременно образуя как рынок спроса на наркотики, так и инфраструктуру их сбыта.

Дальнейшая интенсификация мер полицейского характера исчерпывает себя как основной метод борьбы с наркоманией. Одномоментно под наказанием за правонарушения, связанные с наркотиками, находится свыше полумиллиона российских граждан.

Диспропорция здесь отражается в том факте, что количество привлекаемых к уголовной ответственности в десять раз превышает число проходящих социальную реабилитацию. А в Европе структурные показатели прямо обратные: на 1 осужденного наркодельца приходится 3 реабилитируемых наркопотребителя.

Остроту проблемы можно проиллюстрировать примером, который был показан на прошлой неделе в передаче Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент», когда в сибирском Сургуте из 6 школьных друзей через 10 лет 5 погибло от наркотиков, а 6-й остался жив только потому, что три раза отсидел в тюрьме. Получается, что тюремное заключение продляет жизнь наркопотребителя гораздо эффективнее, чем вся наркологическая служба.

Уничтожение существующего наркорынка возможно только путем кардинального снижения спроса на наркотики через реализацию политики, направленной на побуждение наркопотребителей к лечению и обеспечение доступности и эффективности услуг по реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан. На сегодняшний момент это наша первоочередная и глобальная задача. Наша – это не только ФСКН России. Это задача, стоящая перед всем обществом и государством в целом.

Первые важные шаги уже сделаны.

Государственным антинаркотическим комитетом во взаимодействии с заинтересованными ведомствами разработана и утверждена Президентом России  уникальная многоплановая методика мониторинга наркоситуации.

В 2012 году вступили в силу наши законодательные инициативы, предусматривающие возможность предоставления отсрочки наказания для наркозависимых лиц, добровольно изъявивших желание пройти лечение, а также комплексную реабилитацию.

В развитие этого Службой разработан и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий наделение суда в рамках как административного, так и уголовного судопроизводства правом возложения на наркопотребителя дополнительной обязанности пройти курс освобождения от наркомании.

Мы оставляем в прошлом исключительно карательный уклон административной и уголовной ответственности и перенацеливаем ее на побуждение и активизацию социальных механизмов противодействия наркомании.

Модели подобного социального контроля успешно реализуются в ряде стран Европейского союза и США. Мировой опыт подтверждает эффективность сочетания полицейских и социальных мер в отношении наркозависимых, в том числе предоставления наркопотребителю альтернативы наказанию за правонарушение в виде прохождения курса комплексной реабилитации.

К сожалению, в настоящее время, в Российской Федерации эффективность действующей государственной системы наркологической помощи, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей находится на достаточно низком уровне.

Реальное лечение от наркозависимости и реабилитацию в России проходят не более 20-25 тыс. человек, что не превышает 0,5% от оценочного количества наркопотребителей в стране, в то время как в европейских государствах почти 1,5 млн. наркопотребителей ежегодно ресоциализируются в обществе.

На сегодняшний день в стране действует всего 4 государственных реабилитационных центра и порядка 500 центров немедицинской социальной реабилитации, созданных некоммерческими неправительственными организациями, достаточно эффективно работающих, но влачащих, как правило, жалкое существование.

Необходима не только прямая поддержка государством реабилитационных программ (финансовые вливания через субсидирование, гранты и т.п.), но и создание целостной Национальной системы реабилитации и ресоциализации.

Решения о ее создании было принято на заседании Президиума Госсовета России в 2011 году, однако оно оказалось выполненным ведомствами формально – как результат, механизм освобождения наркопотребителей от пагубной зависимости не заработал.

В ноябре 2012 года Президент Российской Федерации дал поручение ФСКН России совместно с заинтересованными ведомствами разработать государственную межведомственную программу «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Довожу до сведения участников расширенной коллегии, что проект указанной Государственной программы Службой разработан и в настоящее время согласовывается с Министерством здравоохранения, Министерством финансов  и Министерством экономического развития. Хотелось бы, чтобы эта процедура не затягивалась.

Главной задачей программы должно стать масштабное увеличение числа излечившихся наркопотребителей, прошедших социальную реабилитацию и вернувшихся в общество полноценными гражданами - с нынешних 20-25 тыс. человек до 150 тыс. человек ежегодно, а также повышение эффективности освобождения от наркотической зависимости как минимум до 30% стойкой длительной ремиссии, с сегодняшних 3%.

Таким образом, полицейская деятельность по пресечению незаконного оборота наркотиков, ведущая к снижению предложения и социально-экономическая деятельность по снижению спроса как два сиамских близнеца должны дополнять и взаимно обуславливать друг друга.

Только такой сбалансированный подход в реализации государственной антинаркотической политики даст максимальный эффект по сохранению генофонда России и обеспечению национальной безопасности.

Уважаемые коллеги!

Подводя итоги, отмечу, что органы наркоконтроля за прошедшее десятилетие внесли значимый вклад в оздоровление наркоситуации в стране.

С июля 2003 года  нашими сотрудниками пресечена деятельность около 40 тыс. организованных групп и преступных сообществ, раскрыто более 7,5 тыс. преступлений, связанных с легализацией преступно нажитых доходов на общую сумму более 4 миллиардов рублей. Ликвидировано 34 тыс. наркопритонов. Из незаконного оборота изъято более тысячи тонн подконтрольных веществ.

Мы отчетливо понимаем, что предстоит еще многое сделать по повышению эффективности деятельности Службы. В соответствии с решением Президента России в ближайшее время нами будет разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». В целях дальнейшего наращивания результативности оперативно-служебной деятельности Службой уже реализуется комплекс управленческих и организационных мер по активизации противодействия наиболее опасным организованным формам наркопреступности, связанным в первую очередь с производством и реализацией наркотиков на территории Российской Федерации, их контрабандой из-за рубежа, легализацией преступно нажитых денежных средств и имущества. Мы будем наращивать усилия по дальнейшему совершенствованию взаимодействия как с правоохранительными органами Российской Федерации, так и с компетентными органами иностранных государств.

И самое главное. Ближайшие два-три года должны стать временем решительного перелома наркоситуации, безусловного снижения уровня наркомании и наркопотребления. Мы должны приложить максимум усилий по созданию и развитию Национальной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в Российской Федерации.

Уверен, что личный состав Службы понимает всю важность задач, возложенных на нас руководством страны, и приложит все усилия для реализации полномочий по борьбе с преступностью, оздоровления российского общества и сбережения народа.