Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

15.03.2013

 

Вступительное слово председателя Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванова на заседании Комитета 15 марта 2013 года

 

«О проекте государственной межведомственной программы "Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ"»

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приветствую Вас на первом заседании Государственного антинаркотического комитета в новом году.

Прошедшие три месяца были богаты на важные события в сфере антинаркотической деятельности. Упомяну только:

- две крупные международные операции по уничтожение транснациональных картелей – в Афганистане и Никарагуа;

- недавно проведённую масштабную операцию в ночном клубе «Арена Москвы», когда мы выявили удручающую картину - из полутора тысяч отдыхающей молодёжи половина находилась в состоянии наркотического опьянения, из-за чего даже не хватило возможностей привлечённых восьми пунктов наркологической помощи, мобилизованных для освидетельствования;

- а также поразительный результат после введения по инициативе нашей Службы и поддержанного ГАК запрета на свободную продажу кодеинсодержащих препаратов - стократное сокращение рынка дезоморфина и исчезновение как явления дезоморфиновых притонов, что привело к двукратному сокращению общего количества наркопритонов.

Ключевой задачей прошедшего периода стала разработка в соответствии с поручением Президента России проекта государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».

Основные положения проекта программы и предварительная дорожная карта её реализации будут представлены в заявленных докладах, а в своём вступительном слове я хочу остановиться на узловых проблемах.

Во-первых, напомню цель и главную задачу программы.

Цель программы - существенное сокращение спроса на наркотики путем создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

Главная задача программы состоит в увеличении числа включенных в эффективные программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей - до 150 тысяч человек ежегодно (с нынешних примерно 25 тысяч) и повышение эффективности освобождения от наркотической зависимости как минимум до 30% стойкой длительной ремиссии (с нынешних примерно 3%).

Учитывая, что при прежнем образе жизни каждый из вовлечённых в программу реабилитации втянул бы в наркопотребление еще не менее десяти человек, получается, что при минимум трёхкратном положительном эффекте мы благодаря программе до 2020 года спасём от смерти порядка миллиона наших сограждан, преимущественно молодых, включая и тех, кто благодаря реабилитации не начнёт употреблять наркотики.

То есть, речь идёт не только об ощутимом подрыве социальной базы наркомании, но и о прямом сбережении нашего народа в нестабильной демографической ситуации.

По сути, речь идёт о втором этапе битвы за нашу молодёжь, выигрывая её у смерти от наркотиков.

Первый этап был связан с созданием самой нашей службы как специализированной полицейской структуры.

В прошедший понедельник исполнилось ровно 10 лет с момента создания ФСКН России. Принятое тогда решение Президента Владимира Владимировича Путина позволило не только стабилизировать наркоситуацию, но и почти на 50 процентов сократить смертность среди молодёжи от 15 до 35 лет.

Остроту проблемы можно проиллюстрировать примером, который был показан недавно в передаче Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент», когда в сибирском Сургуте из 6 школьных друзей через 10 лет пятеро погибли от наркотиков, а 6-й остался жив только потому, что трижды отсидел в тюрьме.  Получается, что защищённые от наркотиков граждане в тюрьме живут дольше, чем на свободе.

Второй этап связан с решением Президента организовать государственную межведомственную программу комплексной реабилитации как способ возвращения к нормальной жизни попавших в беду и, что не менее важно, действенной мерой по декриминализации молодёжной среды, в целом, посредством мотивирования на реабилитацию наркопотребителей, которые, как правило, одновременно являются и розничными дистрибьюторами наркотиков.

Мы тем самым подрываем инфраструктуру спроса и создаём для дистрибуции наркотиков проблему последней мили.

Декриминализуя общество через вовлечение в реабилитацию мы сможем сократить смертность молодёжи еще минимум на 7-10 процентов, а это тысячи спасённых молодых жизней – то есть результат, который никакими деньгами не измерить.

Вместе с тем, конечно же, нами оценочно просчитан и чисто экономический эффект от реализации программы.

На 7 лет, отпущенных на реализацию программы, согласно проекта требуется 150 миллиардов рублей – примерно по 20 миллиардов в год.

По оценке секретаря Совета Безопасности Николая Платоновича Патрушева, материальный ущерб от наркотиков в России сравним с затратами на всю систему здравоохранения и составляет 3-5 % ВВП, то есть 2-3 триллиона рублей ежегодно. Следовательно, за эти 7 лет к 2020 году Россия практически гарантированно должна потерять более 14 триллионов рублей.

Через организацию программы комплексной реабилитации мы, потратив в 100 раз меньше средств, сохраним государству не менее 3 триллионов рублей, а с учётом ежегодного возвращения к активной экономической деятельности порядка 100 тысяч человек – порядка 3,5 триллионов.

Подобного рода экономические расчёты являются общепринятыми в мировой практике и показывают очевидную выгоду для общества и государства правильно организованной реабилитации.

Ещё раз напомню также, что сегодня у нас в стране существует очевидная структурная диспропорция, когда количество привлекаемых к уголовной ответственности за наркопреступления в десять раз превышает число проходящих социальную реабилитацию, в то время как в Европе показатели прямо обратные: на одного посаженного - трое реабилитируемых.

И в заключение хочу, в-третьих, подчеркнуть, что речь в разработанной программе идёт, именно о наркопотребителях, то есть, лицах, употребляющих психоактивные вещества, а не только наркобольных или наркопотребителях с вредными последствиями, которые фиксируются в медицинских наркологических учетах, то есть, наркопотребителях в самом широком смысле, представляющих колоссальную проблему общества в целом.

Именно поэтому в политической программе сводить суть дела и терминологию к чисто медицинской и клинической неоправданно и глубоко ошибочно.

Кроме того, такая трактовка прямо вступает в противоречие с позицией руководства страны, которое на первое место при рассмотрении наркомании ставит её демографические, геополитические и социально-экономические последствия, наносящие, согласно определениям Совета Безопасности Российской Федерации, масштабный ущерб национальной безопасности.

Непонимание практической стороны поставленной Президентом задачи приводит к тому, что увлечённые чисто медицинской стороной дела специалисты иногда даже считают допустимым потребление наркотиков, пока оно, это потребление, оказывается «всего лишь», цитирую, «девиантными (отклоняющимися) формами поведения неболезненного характера». Мол, вот, когда у потребляющих возникнет полноценный зрелый «синдром зависимости от ПАВ» как «хроническое заболевание с рецидивирующим течением», - вот тогда и будем приступать к лечению неизлечимого, а до этого пусть себе потребляют, балуются…

Так и до легализации наркотиков недалеко – ведь, если до формирования болезни путь неблизкий, то и как-то выделять этих пагубно употребляющих, получается, незачем.

Нам же в основу антинаркотической политики необходимо поставить кардинальное снижение наркопотребления как такового, без чего невозможно сокращение рынка наркотиков и его интенсивности.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю приступить к обсуждению основного вопроса сегодняшнего заседания.

Прессу благодарю за внимание.