Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

02.07.2013

 

Выступление председателя КСОПН государств–членов ОДКБ, директора ФСКН России В.П. Иванова на тринадцатом заседании Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности     (2 июля 2013 г., г. Москва)

 

"О роли ОДКБ в реализации новых антинаркотических задач в центральной Евразии и Афганистане"

 

Уважаемые коллеги!

 

На состоявшейся месяц назад в Москве XXX юбилейной Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков IDEC Президент Российской Федерации В.В. Путин дал высокую оценку деятельности ОДКБ.

 

Положительную роль ОДКБ в противодействии транснациональному наркобизнесу отметили и многие другие выступающие на этом форуме наркополициейских всего мира, собравших по сути весь антинаркотический интернационал.

 

Рассматриваю такие оценки не только как признание наших заслуг, но и как стимул к дальнейшему наращиванию активности в деле обеспечения безопасности наших государств от наркоэкспансии, в совместной реализации глобальной антинаркотической политики.

 

В своем докладе на IDEC мною были предложены пять измерений новой миссии наркополицейских всех стран мира. Коротко напомню эти пять измерений.

 

Первое – антикриминальное измерение, которое предполагает целенаправленную борьбу с транснациональной организованной наркопреступностью, а также подрыв инфраструктуры наркобизнеса и ликвидацию транснациональных каналов поставки наркотиков.

 

Второе измерение – международно-правовое. Это, прежде всего, оценка масштаба феномена планетарного производства героина и кокаина и всего спектра связанных с этим негативных последствий.

 

Третье измерение – социально-гуманитарное. Речь идёт об участии наркополицейских в предупреждении наркопотребления и направленной декриминализации молодёжной среды наших государств через специальные программы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

 

Четвёртое измерение – финансово-экономическое: путем уничтожения финансовой базы наркопреступности содействие обеспечению благосостояния наших государств и возврату мировой финансовой системы к нормальной экономике, работающей на пользу всему населению.

 

Пятое измерение – организация альтернативного развития, то есть стимулирование альтернативной экономики развития в странах наркопроизводства и транзита.

 

Считаю эту пятимерную модель, 5D-модель в опережающем порядке применить именно в рамках ОДКБ в деятельности нашего Координационного совета.

 

Уважаемые коллеги!

 

Хотел бы обратить Ваше особое внимание на необходимость выделения согласованного общего объекта для консолидированных действий ОДКБ.

 

 

Речь идет о нескольких ключевых северных провинциях Афганистана, прежде всего, Бадахшан, Тахар, Кундуз, Балх, где, согласно имеющимся данным, сконцентрированы практически все мощности по производству героина и выращиванию опиумного мака для наших государств через т.н. Северный маршрут.

 

Анализ показывает, что в наши страны идёт наиболее опасная версия высокотоксичного героина, производимая именно на севере Афганистана, в отличие от героина южного происхождения.

 

Именно в этом относительно небольшом по территории но труднодоступном и часто высокогорном регионе создан наркоплацдарм по поражению населения наших стран и он должен быть ликвидирован.

 

Но сегодня по данному району системная работа в парадигме 5D практически не ведётся.

 

Кстати, показательный момент.

 

Неделю назад в Вене я представлял российскую позицию по новому Всемирному докладу о наркотиках за 2013 год и обратил внимание на то, что в февральском проекте Доклада был впервые введён новый раздел «Всемирного доклада о наркотиках» – «уничтоженные лаборатории». При всей скромности раздела – это стратегически значимая новация и мы её полностью поддерживаем. Однако странно, что в окончательном варианте Доклада этот раздел исчез бесследно.

 

Представляется целесообразным в дальнейшем воспроизводить этот раздел одним из центральных, оценивая именно по нарколабораториям мощность наркоиндустрии, их административно-территориальную локализацию, и динамику их появления и ликвидации.

 

 

Согласно данным, представленным в проекте доклада, в Аргентине, Боливии, Чили, Колумбии, Эквадоре, Перу и Венесуэле в 2011 году был уничтожено более 9 тыс. нарколабораторий кокаина и других производных коки.

 

В случае же с Афганистаном, не только наркопосевы не уничтожаются, но и лаборатории бесперебойно функционируют.

 

Слайд наглядно отражает ничтожные результаты по уничтожению наркопроизводства в Афганистане.

 

Коллеги, хочу продемонстрировать вам печатную версию торговых марок афганских индустриальных наркопроизводств, а вам роздана электронная версия нового издания этих альбомов, где вы можете воочию лицезреть потрясающее многообразие и масштаб наркопроизводства. И это только те бренды, что работают против России.

 

При этом, мы с вами прекрасно знаем, что сегодня нарколаборатории правильнее было бы называть наркофабриками и наркозаводами - ведь это не кустарные, а исключительно индустриальные и хорошо организованные производства.

 

По аналогии с феноменом индустриально-промышленного комплекса, определённого 52 года назад президентом США Эйзенхауэром в его прощальной речи, имеются все основания ввести новый термин - наркопромышленный комплекс – НПК.

 

Коллеги, 12, практически четверть, из воспроизведенных на слайде 50 ликвидированных героиновых лабораторий уничтожены по нашему настойчивому давлению и при продуктивном содействии России со стороны США и спецслужбам Афганистана.

 

С одной стороны, это, конечно же, образцовое наглядное подтверждение нашего теснейшего оперативного сотрудничества в борьбе с наркотиками и является продуктом деятельности российско-американской рабочей группы, но что мешает контролирующему ситуацию международному контингенту МССБ под руководством НАТО делать эту работу?

 

Только в провинции Бадахшан рядом с границей Таджикистана по российскому направлению работают 763 лаборатории. Там же 10 лет находятся подразделения Бундесвера – немецкие военные. Где результаты?

 

А, с другой стороны, где стратегия и план ОДКБ?

 

В этой ситуации представляется целесообразным организовать при ОДКБ полномасштабную систему стратегического планирования операций по ликвидации афганского наркопроизводства и пресечения трафика афганских наркотиков в Россию через страны Центральной Азии.

 

В этих целях предлагаю создать при ОДКБ Центр антинаркотических операций.

 

Главной задачей такого Центра должна стать разработка, планирование, подготовка и проведение силами ОДКБ антинаркотических операций с привлечением всех ресурсов государств-членов ОДКБ и во взаимодействии со всеми государствами региона, прежде всего, с Афганистаном, Ираном и Пакистаном.

 

Работа Центра могла бы задействовать специально созданные опорные пункты по местам наркотранзита.

 

Для организации эффективного отпора афганской наркоагрессии, особенно с учетом «проблемы 2014 года», предлагается рассмотреть вопрос о создании постоянно действующего Центра антинаркотических операций ОДКБ, основными направлениями деятельности которого должны стать разработка, планирование, подготовка и проведение антинаркотических операций с привлечением всех ресурсов государств–членов ОДКБ, в том числе подразделений Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. При этом представляется целесообразным предусмотреть следующую его структуру: штаб-квартира в г. Москве и национальные штабы Центра постоянного действия в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан на базе соответствующих компетентных органов этих стран. 

 

Главные задачи Центра видятся в следующем:

 

- развитие механизмов практического взаимодействия компетентных антинаркотических и иных заинтересованных органов государств – членов ОДКБ, подразделений специального назначения, выделенных в состав КСОР ОДКБ, при проведении совместных антинаркотических мероприятий;

- организация и проведение специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков и их прекурсоров, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в том числе совершаемых организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями), выявление и ликвидация незаконных посевов наркосодержащих растений, а также популяции дикорастущих наркосодержащих растений, выявление и ликвидация подпольных нарколабораторий;

- обеспечение реализации мер, направленных на подрыв экономических основ наркобизнеса.

 

Данное предложение нами было внесено на заседании Комитета секретарей советов безопасности государств – членов ОДКБ (27 мая 2013 года, г. Бишкек) и в целом поддержано.

 

Практическую отработку механизмов деятельности Центра предлагается осуществить в рамках планируемого осенью т.г. в Кыргызской Республике двухэтапного оперативно-тактического учения «ГРОМ-2013» с участием подразделений специального назначения, выделенных в состав КСОР ОДКБ.

 

Проведение учения позволит отработать действия по выявлению и ликвидации каналов поставки и пунктов сосредоточения наркотиков, изучить местность для последующего применения подразделений специального назначения, выделенных в состав КСОР ОДКБ, в горных условиях, а также проработать способы создания и деятельности региональных станций (постов) как национальных элементов будущего Центра.

 

Имеется мировой опыт использования вооруженных сил в блокировании маршрутов переброски наркотиков. С учетом этого опыта целесообразно активно привлекать техническую базу (автотранспорт, авиация) воинских подразделений государств – членов ОДКБ к антинаркотическим мероприятиям, в частности, представляется важным их участие в планируемых в дальнейшем оперативно-тактических учениях «ГРОМ».

 

Особое внимание хотел бы обратить на ситуацию в Ферганской долине, которая должна быть в центре нашего внимания.

 

Именно здесь, в одном из самых густонаселённых районов мира, дестабилизирующими и экстремистскими силами вполне может быть разыгран сценарий форсированной накачки Ферганской долины наркотиками, что неизбежно повлечет стремительную дестабилизацию ситуации во всем среднеазиатском регионе.

 

В этих целях имело бы смысл приступить к обсуждению необходимости развёртывания одновременно в Оше и Худжанте и с привлечением всех Сил ОДКБ временных антинаркотических станций-обсерваторий как, возможно, подразделений будущего Центра.

 

Ещё одним направлением антинаркотической деятельности ОДКБ должна стать практическая помощь Афганистану во всяческом укреплении государственности через создание мощной армии и мощных антинаркотических сил, которые реально были бы в состоянии уничтожать посевы и ликвидировать нарколаборатории, точнее даже, наркозаводы.

 

Предлагаю поставить вопрос перед главами государств-членов ОДКБ по организации серьезной военно-оперативной помощи афганской армии: техника, средства транспорта, вооружение, боеприпасы по примеру поставки стрелкового оружия и «вертолетного пакета».

 

Одновременно требуется под эгидой ОДКБ запустить в самое ближайшее время проект альтернативного развития с акцентами на электроэнергетику, гидроресурсы и альтернативные сельхозкультур.

 

Надеюсь, что у ОДКБ уже в ближайшее время появится серьезный инструмент – Российская корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии.

 

Кроме того, представляется целесообразным, чтобы ОДКБ как региональная организация, крайне озабоченная вызовами и угрозами, которые несёт в себе наркопроизводство в Афганистане, инициировала проведение мирового Антинаркотического Саммита, пригласив руководителей порядка 70 ведущих государств мира для откровенного обсуждения проблемы планетарный центров наркопроизводства, прежде всего, разумеется, афганского центра.

Напомню, что серьезным шагом в этом направлении стало принятие Главами государств-членов ОДКБ Заявления в феврале 2011 года, в котором они призвали Совет безопасности ООН рассмотреть вопрос о квалификации наркопроизводства в Афганистане как угрозы международному миру и безопасности.

 

В этом плане инициатива ОДКБ по проведению в одной из столиц нашей Организации Антинаркотического Саммита позволит не только резко повысить статус и авторитет ОДКБ, но и вывести антинаркотическую проблематику на принципиально новый уровень.

 

Завершая свое выступление, хочу выразить уверенность в том, что наше заседание станет серьезным этапом по выходу на систему стратегического планирования в сфере ликвидации наркопроизводства в Афганистане и пресечения наркотранзита в регионе нашего влияния.

 

Благодарю за внимание.