Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

24.09.2013

 

Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании совместной Коллегии ФСКН России и Росфинмониторинга, 24 сентября 2013 года

 

«С нарастанием глобального экономического кризиса следует прогнозировать нарастание мощности потоков на отмывание»

 

Современная криминология рассматривает наркопреступность прежде всего как криминальный бизнес, как вопрос извлечения баснословной прибыли.

 

Так, в ходе учений «ГРОМ-2013» в Киргизии, на маршрутах транзита афганских опиатов удалось еще раз уточнить формирование цены на героин по всему маршруту его транспортировки через среднюю Азию в Россию. Если в Афганистане 1 кг героина стоит 1 тысячу долларов, в соседних с Афганистаном странах порядка – 3 тысяч долларов, в регионе Ферганской долины он торгуется за 20 тысяч долларов, то на территории Российской Федерации он приносит уже 100 тысяч долларов за килограмм.

 

Такая динамика эскалации цены, по сути, означает такую же эскалацию преступности. Если в Афганистане расследуется 2,5 тысячи наркопреступлений ежегодно, то в России – 250 тысяч.

 

Напомню известные слова, которые воспроизводит в своем «Капитале» Карл Маркс, цитируя британского публициста Даннинга: «Капитал», - говорит «Quarterly Reviewer», — «избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы... Доказательство: контрабанда и торговля рабами» (T. J. Dunning, цит. соч., стр. 35,36).

 

Повторю, в случае с афганским героином речь идёт не о трехстах, а о 10 тысячах процентов прибыли!

 

Что называется, почувствуйте разницу!

 

Между прочим, Маркс иллюстрировал это утверждение как раз на примере тогдашней британской Ост-Индской компании, которая поставляла опиум в Китай с пятисот процентной прибылью.

 

С нарастанием глобального экономического кризиса следует прогнозировать нарастание мощности потоков на отмывание.

 

Прогрессирующая критическая потребность в ликвидности отчетливо порождает у банков индифферентость к происхождению денег и умилительную толерантность к криминальным деньгам.

 

В качестве примера достаточно упомянуть лишь два банка «Ваховия» и HSBC, оперировавших миллиардами наркодолларов.

 

О важности своевременного контроля над финансовыми операциями говорит тот факт, что когда минимальный порог уголовной ответственности за легализацию составлял 6 млн. рублей (эквивалент 200 тыс. долларов), на эти деньги, без уголовной ответственности за легализацию в Афганистане можно было приобрести 2 центнера героина, которые в итоге приносили  20 миллионов долларов прибыли.

 

К счастью, законодатель летом этого года исправил это недоразумение.

 

Афганское наркопроизводство с финансовой точки зрения, инвестирующее в преступность 100 млрд. долларов, корнями глубоко встроено в оффшоры.

 

Об этом наглядно свидетельствует уголовное дело в отношении преступного сообщества Гульмамадова, которое вложило через оффшорное реинвестирование порядка 100 млн. наркодолларов в легальные проекты.

 

Следует подчеркнуть, что неурегулированность в России законодательства, позволяющего контролировать эффективно транзакции, проводимые через оффшоры и финансовые убежища, создает благоприятные возможности для отмывания и легализации криминальных денег.

 

В целях защиты общества и экономики от негативного воздействия наркоденег представляется целесообразным:

 

во-первых, федеральным законом установить компетенцию на составление списка зарубежных физических и юридических лиц, которые, по данным уполномоченных органов, связаны с контрабандой наркотиков в Российскую Федерацию в целях их экономического преследования и санкций;

 

во-вторых, законодательно закрепить обязанность российских владельцев оффшорных компаний декларировать свои доходы от оффшорной деятельности;

 

в-третьих, законодательно установить обязанность привлеченных к суду наркодиллеров представлять доказательства легитимности всех приобретенных активов. Сегодня парадоксальная ситуация в России: наркодилеры, даже привлеченные к уголовной ответственности, находятся в более льготном режиме по своим активам, чем государственные служащие. 50% уголовных дел по ст. 174 УК РФ не проходит в судах (требуется доказательство умысла!). То есть, если наркодилер положил выручку от продажи героина в банк, а затем приобрел актив (коттедж), то он легализовал наркоденьги, но умысла на это у него нет!?;

 

в-четвертых, в условиях проживания и регистрации абсолютного большинства иностранных мигрантов в «резиновых квартирах», в целях упорядочения и контроля законодательно ввести вмененный налог для владельца ответственного квартиросъемщика в размере 500 рублей в сутки за каждого иностранного мигранта (с одной стороны это обеспечит порядок и исключит злоупотребеления, а с другой – это пополнит бюджет минимум 1,5 трлн. рублей).