Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

24.10.2013

 

Доклад председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на четвёртом заседании Центрально-Азиатского антинаркотического квартета» (Исламабад, Пакистан, 24 октября 2013 года)

 

Стратегические направления ликвидации афганского наркопроизводства как ключевой задачи Центрально-Азиатского антинаркотического квартета

 

Уважаемые коллеги!

За почти три года деятельности нашей Центрально-Азиатской антинаркотической четвёрки - Квартета - мы наблюдаем развитие сотрудничества практически по всем направлениям обеспечения антинаркотической безопасности наших государств и Центрально-Азиатского региона в целом.

Отрадно отметить, что реализация принятой нами на прошлом заседании Дорожной карты Квартета стартовала и проходит успешно.

Более того, именно антинаркотическая политика становится той уникальной площадкой, на базе которой мы обсуждаем критические проблемы всего Центрально-Азиатского региона.

Это неудивительно, поскольку планетарное по масштабу наркопроизводство и колоссальные наркопотоки являются универсальной гибридной угрозой, пронизывающей все поры общества и подрывающие не только социальные, но и экономические и политические системы региона.

Без преувеличения будущее всей Евразии зависит от того, сможем ли мы выработать и реализовать действительно эффективные меры по ликвидации планетарного центра наркопроизводства в Афганистане как уникального по своей мощи инструмента генерации насильственной преступности с запрограммированной конвертацией ее в экстремистскую и террористическую активность.

За последние двенадцать лет от афганских наркотиков в Евразии погибло более миллиона человек и ежегодно порядка 100 тысяч уходят из жизни. Почти четыре миллиона афганских крестьян заняты в производстве и переработке опиумного мака.

А в этом году впервые за 12 лет военной операции НАТО в Афганистане посевные площади опийного мака перевалили знаковый рубеж в 200 тысяч гектаров.

Сотни тысяч наркокурьеров, сегментированных в парамилитарные наркогруппировки не просто вовлечены в марафонский процесс транзита героина в государства Евразии, но и стали неотъемлемой и весьма влиятельной частью социально-политического ландшафта в странах транзита афганских наркотиков.

При этом афганское наркопроизводство едва ли не основной вред наносит самому Афганистану, который во многом стал заложником этой транснациональной планетарной проблемы.

В этой связи предлагаю для обсуждения ряд стратегических направлений, которые могли бы существенно улучшить ситуацию.

Во-первых, необходимо сделать планетарную проблему прямым делом всего мирового сообщества. Здесь вынужден констатировать, что сегодня вопрос об афганском наркопроизводстве сведён до регионального и даже национального уровня, а в процессе вывода иностранных войск НАТО из Афганистана с них практически снята даже формальная ответственность за ликвидацию планетарного зла.

Очевидно, настала пора квалифицировать статус афганского наркопроизводства как угрозу международному миру и безопасности. Предлагаю государствам Квартета поддержать данное предложение.

Такое политическое решение может быть инициировано странами Центрально-Азиатского антинаркотического квартета по отдельности и вместе, и, вне всяких сомнений, это найдёт поддержку у государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества.

Мы видим на примере Сирии, что правильное определение и надлежащее формулирование международной проблемы позволяет принимать целенаправленные, эффективные меры по обеспечению безопасности.

В Резолюции СБ ООН 2118 от 27 сентября т.г. чётко определено, что «применение химического оружия где бы то ни было представляет собой угрозу международному миру и безопасности», и в связи с этим было одобрено «решение Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия от 27 сентября 2013 года, содержащее специальные процедуры по быстрой ликвидации программы Сирийской Арабской Республики по химическому оружию и соответствующей строгой проверке этого, и призывает к ее скорейшей и как можно более безопасной полной ликвидации».

Таким образом, создан прецедент по консолидированному действию международного сообщества через СБ ООН по ликвидации

потенциальной угрозы международному миру и безопасности.

Давайте спросим себя - а что такое героин? Это, по сути, действующее концентрированное химическое оружие, подчеркну, не потенциальная угроза миру и безопасности, а в условиях его массового производства и применения - непрерывно действующий инструмент, разрушающий мир и безопасность.

А как иначе можно оценить ежегодно продуцируемые в Афганистане до ста миллиардов разовых доз опаснейшего химического вещества?

Поэтому необходимо расширить уже состоявшееся три года назад признание Совбезом ООН афганского наркопроизводства в качестве одной из основных угроз международному миру и стабильности, то есть в формулировке, не позволяющей в полной мере задействовать потенциал мирового сообщества (резолюция № 1943 от 13 октября 2010 г.), до формулы - «угроза миру и международной безопасности» Главы VII Устава ООН, позволяющей задействовать абсолютно весь потенциал мирового сообщества.

Иными словами, либо мы лишь выражаем озабоченности, не предлагая реальных инструментов, либо мы обеспечиваем правовое оформление усилий мирового сообщества по ликвидации этого очага мировой опасности.

Во-вторых, необходимо в полной мере использовать инициативы России, которые предполагается детально проработать в рамках российского председательства в «Группе восьми» в 2014 году.

4-5 июня следующего года в г. Сочи, где, кстати, 3 года назад лидеры наших государств приняли решение о создании нашего антинаркотического Квартета, состоится саммит глав государств и правительств «Группы восьми».

В рамках подготовки к саммиту «Группы восьми» мы запланировали несколько официальных антинаркотических мероприятий, прежде всего, как на самом заседании глав государств, так и в формате трёх экспертных встреч и встречи глав антинаркотических ведомств в мае 2014 года.

Предварительно прорабатываются следующие 3 темы экспертных встреч:

1. Меры снижения и ликвидации производства в двух планетарных центрах наркопроизводства - в Афганистане и Южной Америке.

2. Альтернативное экономическое развитие для регионов производства наркотиков.

3. Сокращение спроса на наркотики.

Представляется целесообразным нашему Квартету принять активное участие в данной работе и, в конечном счёте, предложить Восьмёрке набор эффективных мер.

Российская Федерация последовательно продвигает новый подход в антинаркотической политике, и в строгом соответствии с ООНовским принципом комплексности и сбалансированности в антинаркотической политике и с опорой на новую методологию, с опорой на альтернативное и инфраструктурное развитие, - Россия ещё в марте 2010 года в Брюсселе в штаб-квартире НАТО представила инициативный План ликвидации афганского наркопроизводства «Радуга-2».

Ознакомиться с пунктами данного короткого плана Вы можете в розданных Вам материалах.

Хотел бы особое внимание обратить на необходимость принятия в качестве ключевого направления ликвидации афганского наркопроизводства всесторонний подъём социально-экономической жизни в Афганистане через механизмы альтернативного развития.

Мы крайне скептически относимся к прогнозам о перспективах вывода сил НАТО из региона в ближайшее время.

Однако в любом случае сокращение военного присутствия США и их союзников по НАТО остро ставит вопрос о мирном строительстве и реконструкции страны в послевоенный период.

В этой ситуации наши государства обязаны предложить ряд программ экономического развития Афганистана и в системе антинаркотических мер сделать абсолютным приоритетом программу альтернативного развития Афганистана и Центрально-Азиатского региона, в целом.

Такие предложения Россией в рамках межправительственной российско-афганской комиссии уже подготовлены.

В этой ситуации государства Квартета могли бы консолидированно спланировать и согласовать свои действия, создав реальные механизмы послевоенного сотрудничества и решения проблемы наркопроизводства в Афганистане в рамках программ перехода к мирной жизни.

Важнейшим направлением антинаркотической дипломатии наших государств могла бы стать разработка такой программы и предложение для ООН, ШОС, Восьмёрки и иных ведущих международных организаций по созданию Глобального альянса и соответствующего фонда по альтернативному экономическому развитию Афганистана.

Уважаемые коллеги!

Хочу отметить, что мы вышли на совместное планирование и проведение антинаркотических операций в регионе. В течение следующего года предлагаю обеспечить проведение не менее одной совместной операции ежеквартально, для чего создать совместную оперативную группу Квартета и выделить в неё по одному старшему должностному лицу от каждого компетентного органа.

Напомню, что за минувший год ФСКН России и МВД Афганистана проведено 5 совместных антинаркотических операций, в ходе которых ликвидировано 22 нарколаборатории и уничтожено более 24 тонн опиатов в героиновом эквиваленте.

Хочу также проинформировать Вас, что в сентябре т.г. при ОДКБ создан Центр антинаркотических операций, который готов оказывать содействие в подготовке и проведении совместных операций в регионе.

С учетом того, что Бадахшан, включая Ваханский коридор, является ключевым плацдармом функционирования всего «Северного наркомаршрута», полагаю крайне важным до лета следующего года спланировать и провести силами Центрально-Азиатского квартета несколько совместных операций.

В частности, предлагается проведение операции "Бадахшанский капкан", когда Таджикистан и Пакистан одновременно перекроют внешние границы с Бадахшаном.

Этому будет способствовать принятое руководителями стран ОДКБ решение об укреплении таджикско-афганской границы с таджикской стороны.

При этом Афганистан стягивает силы в провинциях Тахар, Нуристан и Панджшер и перекрывает внутренние границы с Бадахшаном, а в самих провинциях проводится серия последовательных оперативных мероприятий по предварительно собранным агентурным данным всех четырех стран.

Большое внимание Россия уделяет кадровым программам и для этого разворачивает сеть центров и курсов по подготовке наркополицейских, особенно тех государств, которые приближенны к истокам глобальных наркотрафиков.

С прошлого года начала работу программа содействия антинаркотической службе Таджикистана.

В настоящее время нашей Службой осуществляется подготовка наркополицейских из 16 стран мира. Только для Афганистана нами уже обучены 2,5 тысячи офицеров.

Два года назад наша Служба приступила к организации международной сети подготовки наркополицейских как через проведение курсов переподготовки и выездных тренингов, так и через создание постоянно действующих учебных центров на территории государств-партнёров.

Предполагается строительство такого лидерского центра в Никарагуа. Готовы проработать вопрос о строительстве подобных центров в центрально-азиатских государствах.

Также считаю перспективным расширить состав нашего Квартета до Квинтета, пригласив в состав участников Иран.

Считаю возможным обратиться к руководителям наших государств с таким предложением.

Благодарю за внимание.