Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

20.11.2013

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на совещании «Об организации деятельности муниципальных антинаркотических комиссий», г. Москва, 20 ноября 2013 г.

 

Муниципальные антинаркотические комиссии – фундамент единой национальной антинаркотической вертикали

 

Уважаемые коллеги!

В текущем году в соответствии с законом практически во всех муниципальных образованиях (районах) Российской Федерации созданы антинаркотические комиссии и приняты муниципальные антинаркотические программы.

Тем самым завершён шестилетний процесс формирования единой вертикально интегрированной антинаркотической системы (ВИАС).

Начало данному процессу было положено Указом Президента России в 2007 году об образовании Государственного антинаркотического комитета и, соответственно, региональных антинаркотических комиссий в каждом субъекте Федерации.

Анализ массовой активности на муниципальном уровне в антинаркотическом направлении, инициированной принятым в текущем году законом, показывает, что на местах существует серьезный дефицит представлений о том, чем должны заниматься комиссии, в чём их специфика и отличия от региональных антинаркотических комиссий.

Наблюдается незамысловатая имитация деятельности региональных комиссий, когда проводятся длительные заседания с дежурными докладами, или увлечение разовыми яркими мероприятиями, - концертами, раздачей маек с грозными лозунгами, телемарафонами, - то есть того, что называется пиаром, и другие не всегда осмысленные попытки найти своё место под солнцем.

Характер повальной эпидемии или пандемии получило тотальное тестирование, словно чума распространяющееся по России. Это не только колоссальная трата денег, но и способ уйти от реальной деятельности в область производства фиктивно-демонстративного продукта, проще – показухи, или примитивная имитация реальной деятельности!

Неудивительно, что в порядке надзора стала реагировать прокуратура и уже имеются прецеденты, когда в адрес органов местного самоуправления выносятся представления по поводу недостаточно активной работе по антинаркотическому направлению или отсутствию соответствующих муниципальных антинаркотических программ.

За полгода действия закона вынесено свыше 600 представлений и иных мер прокурорского реагирования.

Очевидно, что сегодня необходимо в срочном порядке провести инвентаризацию того, что происходит на муниципальном уровне и выработать систему мер по наиболее эффективной деятельности муниципальных антинаркотических комиссий, остановив при этом необоснованное вмешательство в эту деятельность.

Как подчеркнул 8 ноября в ходе встречи в Кремле с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований Президент России В.В. Путин, «сегодня принципиальное значение приобретает качество реализации нашей политики на местах. Поэтому государственная и муниципальная власть должны работать, безусловно, как одна команда. И федеральный центр, и регионы, и каждое из более чем 23 тысяч наших муниципальных образований – от крупного городского округа до небольшого сельского поселения – все должны чувствовать, что работают в единой системе. У нас общие цели – развитие России и всех её территорий».

Ещё раз специально подчеркну: вовлечение муниципального уровня управления в стране в единую государственную антинаркотическую политику произведено не для того, чтобы окончательно загрузить и без того перегруженных муниципальных служащих, а для фокусирования усилий федерального и регионального уровней антинаркотической политики на базовый ключевой муниципальный слой, где люди, собственно, живут и трудятся.

Это означает, что надо так организовывать деятельность муниципальных комиссий, чтобы по факту разгрузить занятость по другим направлениям и сделать антинаркотическую политику практическим инструментом решения главных для каждого города и района проблем.

И конечно же, это означает, что федеральный и субъектовый уровни управления должны не просто помогать, а создавать всю систему механизмов и сервисов, чтобы целенаправленно улучшать возможности на муниципальном уровне.

Хочу ещё процитировать Президента, который в ходе встречи в Кремле с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований сделал особый акцент на недопустимость практики «бесчисленных проверок, контроля и так далее.., поскольку из всего объёма проверочных мероприятий только каждый 16-й случай – это какие-то нарушения, а вся остальная масса проверок ни к чему не приводит, только от дел людей отвлекает… Нужно, конечно, решать вопрос в целом, системно, по существу, балансировать доходы и полномочия, а не проводить бесчисленные проверки «для галки», назначать дисциплинарные взыскания, раздавать предписания, заранее зная, что выполнить их просто нереально».

Поэтому региональные антинаркотические комиссии обязаны, цитирую Президента, «радикально ограничить возможности разного рода проверяющих органов вмешиваться в работу муниципалитетов, стоять над душой, что называется».

Обязанность ГАК, председателем которого я являюсь, обеспечить федеральное законодательство и федеральные программы. Мы это делаем, подробнее ниже.

Уважаемые руководители субъектов Федерации!

Вы являетесь по должности руководителями региональных антинаркотических комиссий. Прошу обеспечить защиту муниципальных антинаркотических комиссий от показушного контроля и вмешательства.

При этом, защищая низовые комиссии, необходимо создавать полномасштабный комплекс механизмов, то есть эффективный инструментарий для обеспечения их деятельности в рамках создания национальной системы социальной реабилитации наркопотребителей.

Технологической основой такой национальной системы должен стать институт именных сертификатов на реабилитацию, позволяющий государству на региональном уровне полноценно и персонально финансировать реабилитационные программы для наркопотребителей.

Лидером здесь на сегодня является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, который постановлением правительства «О предоставлении сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями» утвердил порядок выдачи наркопотребителям именных сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации.

Именно такой регламент обеспечивает базовый и прозрачный механизм финансирования реабилитационных программ.

Однако, откуда и как будут поступать на реабилитацию вчерашние наркопотребители?

Каналов может быть несколько:

по понуждению через юридический механизм альтернативного наказания,

через психологическое мотивирование в наркодиспансерах и иных учреждениях медицинских службы,

через консультативную сеть общественных организаций.

Сегодня на законодательном уровне созданы практически все возможности для этого. Введение системы альтернативной ответственности наркопотребителей, совершивших незначительные преступления, будет завершено через три-четыре месяца.

Тем не менее, главным руслом вовлечения наркопотребителей в реабилитацию должны стать именно муниципальные антинаркотические комиссии.

Мы должны создать систему, когда именно они будут первичной инстанцией по выявлению, мотивированию и направлению наркопотребителей на реабилитацию.

Как вы знаете, с декабря текущего года, в соответствии с федеральным законом 120-ФЗ от 7 июня, субъекты федерации и органы местного самоуправления получат право проводить мероприятия в области профилактики наркомании, включающие реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей.

Механизм работы представлен на слайде и его необходимо в следующем году апробировать и довести до нормально функционирующего в каждом из субъектов Федерации.

Муниципальная комиссия выявляет и направляет наркопотребителей на реабилитацию, а по ее завершении организует персональный патронат.

При этом не обязательно организовывать реабилитацию у себя в районе или городе. Даже наоборот, важнейшим условием успешной реабилитация является дистанцирование места прохождения программы от постоянного места жительства. В стране сегодня уже создаются мощные сети реабилитационных центров, которые принимают у себя бывших наркопотребителей со всей страны.

Например, сильная сеть «Здоровая страна».

Более того, отдельные регионы уже специально создают что-то вроде санаторных кластеров – так, по инициативе ВРИО губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова в настоящее время в системе Южной сети реабцентров создаётся Ставропольский кластер социальной реабилитации, куда можно и уже присылают на реабилитацию из Москвы, Петербурга, Сибири и с Урала.

В любом случае муниципальная антинаркотическая комиссия как штаб-квартира антинаркотической политики в районе или городе обязана знать ситуацию и контролировать весь процесс реабилитации и затем длительный и крайне сложный период постреабилитации.

Ведь прошедшие реабилитацию преимущественно будут возвращаться в своё муниципальное образование, а если даже и в чужое, то всё равно патронат над ними должен стать важнейшей стороной деятельности МАК.

Это наши с вами люди. Они живут всегда на конкретной территории. И мы не можем перепоручать заботу о них кому бы то ни было. Мы обязаны на всех стадиях реабилитации их видеть, отслеживать и комплексно сопровождать с использованием всех имеющихся ресурсов.

Коллеги!

Необходимо тщательно изучить опыт Югры и в ближайшие месяцы отработать подобный механизм во всех других субъектах Российской Федерации. Прошу аппарат ГАК разослать копии документов ХМАО и инструктивное письмо в каждую региональную и муниципальную комиссии с подробным описанием схемы действия по выявлению и мотивированию на реабилитацию.

Кстати, подчеркну, что именные сертификаты в рамках разработанной на данный момент ГМП будут реализоваться на основе не только региональных бюджетов, но и через дотации региональным бюджетам из федерального бюджета после начала работы ГМП.

Таким образом, именно муниципальные комиссии должны стать фундаментом для национальной системы реабилитации. Именно муниципальный район должен стать, наряду с семьёй и индивидом, головным заказчиком на реабилитацию.

За два-три года мы создадим и отладим все необходимые механизмы в рамках национальной системы, но приходить люди в реабилитацию всегда будут с мест и возвращаться на конкретные места, как говорится, «на землю».

Конечно же, только организацией до- и послереабилитационного сопровождения задачи муниципальных антинаркотических комиссий не ограничиваются.

Очевидны пять главных направлений деятельности сформированной и полнокровной муниципальной антинаркотической комиссии.

Первое направление организация местной системы реабилитации: выявление, мотивирование на прохождение реабилитации, постреабилитация, и персональный патронат ресоциализации. Сюда же включаются непосредственно реабилитационные программы, где есть возможности – те же реабилитационные центры на местах, а также долгосрочные постреабилитационные программы, включая вопросы социальной реинтеграции и, прежде всего, трудоустройства и занятости.

Второе направление – определение и объявление экстраординарной ситуации в конкретном районе, в случае, когда долгие годы не решаются очевидные проблемы или появляются новые факторы наркотизации.

Задача муниципальной комиссии, разумеется, не в том, чтобы подменять правоохранительные органы, а в том, чтобы своевременно поднимать тревогу, фокусировать внимание правоохранителей и контролировать их действия.

Здесь примером является г. Бор Нижегородской области, где несколько цыганских семей наркотизировали весь город и сажали на иглу молодёжь, но в результате прямого обращения к Президенту России по Прямой линии в кратчайшие сроки был наведён порядок.

Полагаю, нам надо этот опыт довести до технологии, но не отнимая время у Президента, а организуя такое же пристальное внимание и экстраординарные, если не чрезвычайные меры реагирования на субъектовом или федеральном уровнях.

Последние два года в ФСКН мы отрабатываем систему реагирования на локальные ситуации и схемы определения и подрыва интенсивных зон наркотрафика и наркодистрибуции.

Здесь возникают идеальные возможности для использования всей антинаркотической вертикали по отношению к локальной проблеме.

Муниципальные комиссии должны научиться привлекать федеральные и региональные силы для решения своих проблем – там, где на субъектовом или федеральном уровне недостаточно понимают такие задачи или отказываются реагировать, ГАК «вышлет доктора» и поможет понять и научиться работать для решения конкретных земных локальных проблем.

Третье направление организация базовой профилактики наркомании. Речь идёт об удержании социально-экономической ситуации и качества жизни на местном уровне. Без хорошо функционирующего образования, школ, учреждений дополнительного образования и росте слоняющихся без дела учеников и молодёжи трудно ожидать снижение наркомании.

Здесь, опять же, вопрос не в том, чтобы антинаркотическая комиссия занималась экономикой и социальным развитием вместо и параллельно с соответствующими структурами, но контролировала критические параметры и не допускала выпадения людей из социума, за борт социальности и нормальной жизни.

Четвёртое направление это защита подростков.

Мы выделяем это направление как отдельное, поскольку тут сотни нюансов и требуются уникальные методики, технологии и кадры.

Решая проблему предотвращения наркомании среди подростков, тут необходимо тесно взаимодействовать с комиссией по делам несовершеннолетних, интегрировать свои усилия, чтобы и время экономить на заседания и повышать эффективность работы.

И, наконец, пятое, но никак не последнее, а где-то даже и ведущее направление антинаркотической деятельности на муниципальном уровне.

Речь идёт об организации комплексного подъёма и развития района и города, создания лидерских сообществ, сообществ развития, направленных, на рост плотности населения в районе и городе и мощный демографический рост в регионах.

Это императив.

Несколько позитивных примеров деятельности МАК.

Вот ещё раз ХМАО как лидер антинаркотической политики.

Иинтересен опыт организации межведомственного взаимодействия в рамках работы муниципальной антинаркотической комиссии в городе Лангепас.

Там создана и успешно работает с 2010 года система направления по решению суда зависимых для прохождения курса детоксикации в наркологической клинике и последующей реабилитации в центре социально-психологической реабилитации «Виктория». Центр работает в структуре комитета по социальной защите населения.

Подобный положительный результат мог быть достигнут только при слаженной межведомственной работе различных ведомств, медицинских, социальных служб, правоохранительных органов, органов исполнительной системы. Координация этой работы, обеспечение результативности осуществляется муниципальной антинаркотической комиссией.

Необходимо расширять и принять меры к распространению успешного опыта работы муниципальных антинаркотических комиссий.

Другой пример – взаимодействие муниципальной власти и некоммерческой организации в Калужской области, где уже более 17 лет в Боровском районе на окраине города Обнинска существует казацкая община и Общинный центр педагогики «Спас».

Община первоначально объединила людей, интересующихся традиционной русской культурой, в том числе – воинской, казачьей.

За время своего существования община не только своими силами восстановила некогда заброшенную историческую усадьбу 18 века – «Белкино», но превратила его в центр традиционного патриотического воспитания детей и молодежи, профилактики наркопотребления и реабилитации лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.

В настоящее время в Центре стационарно проходят реабилитацию в среднем около 25 человек единовременно. 

Различные ежедневные занятия охватывают в среднем 65 человек в неделю в различных возрастных группах (от 3 до 16 лет и  старше). В основном это ремесленные кружки и спортивные занятия с погружением в культурную среду. Через полевые лагеря, походы, туристские маршруты проходят ежегодно 300-350 подростков.

Центром подписаны договоры о сотрудничестве с администрацией Боровского района, Научно-исследовательским центром ФСКН России, Обнинским межрайонным отделом УФСКН по Калужской области, ОВД г.Обнинска, Обнинским благочинием Русской Православной церкви, Пафнутьево-Боровским монастырем, а также с рядом коммерческих и общественных  структур.

Именно при систематической поддержке региональной и муниципальной власти община «Спас» стала настоящим центром профилактической работы на муниципальном уровне.

Особое внимание, коллеги, хочу обратить на деятельность участковых служб нескольких ведомств: прежде всего, социальной защиты и МВД.

Мы обязаны использовать систему участковых как своего рода социальную разведку, которая поставляет нам достоверную информацию из самой гущи жизни о наркогенных ситуациях, семьях в тяжёлой жизненной ситуации и т.п.

Есть ещё и вопрос о том, в каждом ли муниципальном образовании должны создаваться МАК?

На сегодня в стране 2356 муниципальных районов и более 23 тысяч всех муниципальных образований. Вряд ли нам надо доводить ситуацию до абсурда и в каждом из этих 23-х тысяч низовых административных единиц делать по целой антинаркотической комиссии.

Совершенно очевидно, что в интересах дела мы должны сконцентрировать антинаркотическую работу именно на уровне муниципального района и городского округа, и для этого правильно выстроить законодательные основы.

Нам также предстоит отработать единый формат муниципальных антинаркотических программ. Скорее всего, горизонт планирования при этом не должен быть больше одного года.

В заключение ещё раз повторю главную мысль – вертикально интегрированная антинаркотическая система построена и в интересах общества в ближайшие месяцы должна быть отлажена.

В связи с колоссальным значением правильно организованной работы в муниципальных районах и городах, предлагаю также совместными усилиями ГАК и глав субъектов Федерации провести в марте следующего года в Москве Съезд антинаркотических комиссий России, где от каждого муниципального района и региона будет по 2-3 представителя.

Коллеги!

От того, как заработают муниципальные антинаркотические комиссии, зависит работа всей антинаркотической вертикали и эффективность антинаркотической политики в целом.

Благодарю за внимание.