Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

28.11.2013

 

Выступление Председателя КСОПН государств–членов ОДКБ, директора ФСКН России В.П. Иванова на четырнадцатом заседании Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств–членов ОДКБ, 28 ноября 2013 г., г. Минск

 

ОДКБ должно прийти на помощь НАТО, провалившего антинаркотическую политику в Афганистане

 

Уважаемые коллеги!

За прошедшие пять лет работа КСОПН от уровня разрозненных мероприятий по разным направлениям перешла к единой системе стратегического планирования и действий, что позволяет нам уже сегодня приступить к практическому созданию единой евразийской системы антинаркотической безопасности.

На прошедшей 23 сентября 2013 года в Сочи сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ была дана высокая оценка нашим учениям «Гром-2013» в Киргизии. В выступлении Президента России В.В.Путина 23 сентября т.г. в Сочи по итогам сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ было определено, что «регулярно осуществляемые ОДКБ операции по борьбе с наркотрафиком» стали эффективным инструментом борьбы с современными вызовами.

Кроме того, президенты государств – членов ОДКБ единогласно поддержали инициативу создания Центра антинаркотических операций ОДКБ.

Высокая оценка руководителями наших государств была дана и международной антинаркотической операции «Канал-Кавказ», координационный штаб которой впервые в истории ОДКБ располагался на территории Армении.

Очевидно, что КСОПН выходит на качественно новый уровень своей работы и задача сегодняшнего заседания закрепить и развить достигнутое.

Для этого необходимо заново осмыслить роль ОДКБ как главного, а по сути, единственного гаранта антинаркотической безопасности в Евразии.

В этом плане весьма символичным является совпадение сроков проведения нашего совещания в рамках ОДКБ сегодня в Минске и Саммита Восточного партнерства Евросоюза в Вильнюсе, где совсем недалеко отсюда, в 200-х километрах, где обсуждается дальнейшее расширение Евросоюза на Восток.

К сожалению, в этом азартном движении Евросоюза забывается более значимое для людей направление – антинаркотическое.

Наиболее рельефно это проявляется в специфике политики в Афганистане.

А эта специфика ситуации в Афганистане определяется далеко не только графиком и схемами вывода иностранных военных контингентов, а прежде всего созданной за годы военного присутствия  гигантской инфраструктурой наркопроизводства и в условиях тотальной безработицы и развала экономики – деформированной под эти задачи социальной базой наркоэкономики.

Таким образом, если не предпринимять серьезные общемировые в рамках ООН усилия, созданы все условия и предпосылки, для пролонгации масштабного наркопроизводства на ближайшие десятилетия, если не сказать – на столетие.

Соответственно, на долгие десятилетия гарантировано дестабилизирующее воздействие разрушительных для Евразии транснациональных наркотрафиков.

Сорокакратный рост производства тяжелых наркотиков в Афганистане привел к полному подрыву системы безопасности в Евразии и стал долговременным доминирующим фактором формирования турбулентного политического ландшафта в Восточном полушарии.

Иными словами можно констатировать, что надежды мирового сообщества на НАТО в борьбе с афганским наркопроизводством абсолютно не оправдались.

И это неудивительно, так как в стратегической концепции НАТО, принятой в ноябре 2010 года в Лиссабоне, борьба с наркотиками в Афганистане не упоминается, да и желание расширить мандат МССБ до задачи уничтожения наркотиков отсутствует.

При этом дефицит желаниия бороться с этим злом, – для общественного потребления объясняется трогательной «заботой» об афганском крестьянстве.

Напомню только одно потрясающее высказывание официального представителя Североатлантического Альянса Джеймса Аппатурая (ныне спецпредставителя НАТО по Кавказу и Центральной Азии) накануне моего представления в Брюсселе российского плана ликвидации афганского наркопроизводства «Радуга-2» в марте 2010 года: «Мы не можем допустить того, чтобы людей во второй по бедности стране мира лишить их единственного источника дохода, самих базовых средств к существованию, а предоставить взамен им нам нечего. Это просто невозможно».

Неудивительно, что вместо того, чтобы выстраивать стратегическое сотрудничество, НАТО в максимальной степени удалилось от решения проблемы.

Девять военных баз США в Афганистане и их легитимизация в непосредственной близости от стран ОДКБ, очевидно, и являются на деле сокровенным смыслом и сутью стратегии НАТО, которая реализовывалась все последние 13 лет.

Согласно оценкам ведущих международных фабрик мысли, в частности, Инсититута Элькано, глобальные центры наркопроизводства, порождающие транснациональное транзитное перемещение наркотиков, вовлекают в транзитирование прежде всего молодёжь, которая в течение 3 лет наркотранзитной деятельности неизбежно трансформируется в боевиков и экстремистов, одновременно радикализуясь по отношению к действующей официальной власти.

Хочу подчеркнуть, что именно этот процесс мы фиксируем как результат глобального производства в Афганистане.

Здесь напрашивается ряд вопросов.

Куда будет направлена эта колоссальная криминальная масса боевиков в системе парамилитарных формирований?

Кто ответит за наводнение всего мира героином?

Кому достанется этот героин?

Ответ ясен.

В первую очередь, странам ОДКБ и Евразийского экономического союза. Но и населению стран Евросоюза, в большинстве своем членам НАТО, которые сегодня в 200-ах километрах отсюда обсуждают «восточное партнерство», достанется не меньше.

Полагаю, что у ОДКБ, есть все возможности воздействовать на государства – члены Североатлантического альянса в целях уничтожения афганского наркопроизводства.

Это вполне реалистичная задача.

Так, если в марте 2010 года в Брюсселе инициатива России о проведении совместных антинаркотических операций в Афганистане в рамках плана «Радуга-2» была отвергнута, то уже с октября того же года такие операции поставлены на поток.

Так, только в результате последней операции 29 октября 2013 года – ровно день в день через три года после первой операции - на севере Афганистана в провинции Бадахшан (кишлак Хокали уезда Дараем) Антинаркотическая полиция МВД Афганистана совместно с ФСКН России при технической поддержке Агентства по борьбе с наркотиками США уничтожила 2 нарколаборатории, изъяли более 4,7 тонн опиатов (или 4 тонны опиатов в героиновом эквиваленте), а также 12 центнеров селекционных семян опийного мака.

Всего же с октября 2010 года в совместных операциях на севере Афганистана ликвидировано 24 нарколаборатории, изъято и уничтожено более 28 тонн опиатов в героиновом эквиваленте, задержано 20 активных членов бандформирований, занимавшихся производством и контрабандой наркотиков.

Таким образом, нам необходимо новое антинаркотическое позиционирование ОДКБ в ситуации самоустранения НАТО.

Целесообразно заново предложить нашим партнёрам по НАТО принять к рассмотрению российский план «Радуга-2», выделив в качестве ключевых два пункта: по статусу афганского наркопроизводства в Афганистане как угрозы международному миру и безопасностим и по ставке на альтернативное развитие Афганистана.

Кстати, коллеги, следует отметить, что проблематика статуса афганской наркоугрозы в опережающем режиме разрабатывается именно в Республике Беларусь.

Так, исследование белорусского аналитика  Юрия Царика «Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности» было одним из основных документов на организованном нашей службой в 2010 году международном форуме «Афганское наркопроизводство – вызов мировому сообществу» (9–10 июня 2010 года, Москва).

Результаты данной разработки были в дальнейшем использованы в рамках научно-аналитической деятельности НИЦ ФСКН России, а главное, при разработке позиции государств–членов ОДКБ по вопросу о квалификации афганского наркопроизводства как угрозы международному миру и безопасности.

Символично, что как раз в период председательства Беларуси в ОДКБ Заявление глав государств – членов ОДКБ по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана 17 февраля 2011 года было направлено для рассмотрение в Совет Безопасности ООН.

Тем самым ОДКБ спозиционировала себя как идейного организатора объединения мировых усилий по ликвидации наркопроизводства в Афганистане.

В дальнейшем колоссальный дипломатический заряд от данного Заявления не был в полной мере использован. Поэтому предлагаю внести главам наших государств предложение рассмотреть на очередном саммите ОДКБ вопрос о результатах выполнения данного Заявления и дальнейших шагах в этом направлении.

Уникальную новую возможность для продвижения наших инициатив даёт решение руководства России сделать проблему планетарной наркоугрозы и планетарных центров наркопроизвосдтва одной из главных в следующем году в рамках председательства Российской Федерации в «Группе восьми».

Для этого предполагается вынести эту проблему на Саммит Восьмёрки, который состоится 3-4 июня в Сочи, предварительно проработав и согласовав на Министерской встрече компетентных органов в мае  2014 г. в Москве, а также  проведя в феврале, марте и апреле три экспертные подготовительные конференции.

Для компетентных органов государств-членов ОДКБ это уникальная возможность артикулировать и максимально продвигать нашу позицию.

Полагаю, что мы должны через наши рекомендации главам государств использовать мероприятия «Большой Восьмёрки» 2014 года для того, чтобы инициативно приступить к реализации Антинаркотической стратегии государств–членов Организации Договора о коллективной безопасности на 2014 – 2020 годы.

Данную стратегию мы обсудим сегодня, но ключевой момент всегда – в эффективном применении положений документов подобного уровня.

Уважаемые коллеги!

В условиях обострения ситуации с учетом «фактора 2014» руководители наших стран поддержали инициативу о создании Центра антинаркотических операций КСОПН  ОДКБ, а в июле этого года на нашем 13-м заседании мы приняли решение о создании Центра при КСОПН  ОДКБ.

Сегодня наша задача – положить практическое начало деятельности Центра.

На первом этапе необходимо создать постоянно действующую рабочую группу КСОПН «Центр антинаркотических операций ОДКБ», которая после завершения организационных мероприятий будет преобразована в Центр.

Прошу Вас поддержать данное решение и кандидатуру руководителя рабочей группы – начальника Управления оперативного реагирования на внешние угрозы Оперативно-разыскного департамента ФСКН России Носова Алексея Леонидовича, поручив ему в максимально короткие сроки провести все необходимые согласования и доработку проекта Положения о Центре и его национальных бюро.

Прошу каждого из Вас направить в состав постоянно действующей рабочей группы уполномоченных из числа наиболее компетентных сотрудников, которые примут участие в разработке необходимых документов и организации их согласования.

Прошу раздать руководителям компетентных органов проекты разработанных нами положений о центре для дальнейшей проработки.

Благодарю за внимание.