Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

05.12.2013

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на международной научно-практической конференции «Партнерство государства и общества в системе комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков», Москва, 5 декабря 2013 год

 

Стратегическое партнёрство государства и общества по организации национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад приветствовать участников международной научно-практической конференции!

Сегодня мы будем обсуждать одну из двух ключевых проблем борьбы с таким всемирным злом как наркомания – реабилитацию и ресоциализацию потребителей наркотиков.

Вторая проблема, на которой считаю необходимым в обязательном порядке остановиться, – это наличие на Земле двух планетарных центров наркопроизводства, которые с момента возникновения за прошедшие полвека приобрели характер едва ли не космической силы, порождая глобальные наркотрафики и планетарный мега-рынок ёмкостью порядка 800 млрд. долларов ежегодно.

Для России и всей Евразии наиболее опасной, я бы сказал ключевой, является проблема планетарного центра наркопроизводства в Афганистане – за 13 лет после начала операции «Несокрушимая свобода» произошёл сорокакратный рост производства тяжелых наркотиков в Афганистане, что привело к подрыву системы безопасности в Евразии и стало долговременным доминирующим фактором формирования турбулентного политического ландшафта во всём  Восточном полушарии.

В итоге, сегодня мы вправе говорить о созданной за годы военного присутствия  гигантской инфраструктуры наркопроизводства и в условиях тотальной безработицы и развала экономики – деформированной под эти задачи социальной базой наркоэкономики.

Накопленная за последние 13 лет мощность такой антиэкономики настолько велика, что разрушительное действие планетарных центров наркопроизводства может продолжаться десятилетия, если не столетие.

Именно поэтому Россия предпринимает консолидированные усилия по ликвидации планетарного центра наркопроизводства в Афганистане.

Новую уникальную возможность даёт решение руководства России сделать проблему планетарной наркоугрозы и планетарных центров наркопроизвосдтва ключевой на антинаркотическом треке в следующем году в рамках председательства Российской Федерации в «Группе восьми».

Для этого предполагается вынести эту проблему на Саммит «Восьмёрки», который состоится 3-4 июня в Сочи, предварительно проработав и согласовав на Министерской встрече компетентных органов в мае  2014 года в Москве, предварительно  проведя в феврале, марте и апреле три экспертные подготовительные конференции.

Одна из экспертных конференций будет посвящена именно проблемам реабилитации и я прошу продумать, какие лучшие эксперты Ваших государств могут быть направлены на такую конференцию.

Эти две проблемы – как ликвидировать планетарные центры наркопроизводства и как спасать наркопотребителей от неминуемой деградации и смерти – теснейшим образом связаны.

Во-первых, и в том, и в другом случае мы имеем выраженные феномены депрессивности, без преодоления которых нечего и думать о положительных эффектах.

Во-вторых, вопреки вульгарному пониманию экономики, не только спрос порождает предложение, но и колоссальное предложение с тотальным давлением предложения на население целых стран порождает и усугубляет спрос.

Без понимания данной диалектики спроса и предложения проблему наркомании не решить.

Для ФСКН России это очевидно, и поэтому наша специальная полицейская структура занимается как подрывом инфраструктуры наркопроизводства и наркотрафика, так и продвижением новых решений в сфере реабилитации и ресоциализации.

Без кардинального снижения и слома предложения нам не справиться с проблемой спроса.

Это совершенно очевидно, поскольку и рекрутирование новых жертв и провоцирование срывов прошедших реабилитацию после их возвращения в социум – всё это обеспечивается мощнейшим давлением наркосбыта, своего рода по-снайперски прицельным огнём наркомафии со всех сторон.

Поскольку наша конференция задает постановку и обсуждение самых сложных вопросов, то я хочу в своём выступлении представить ряд ведущих проблемных вопросов в сфере совместных усилий государства и общества по реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Это прежде всего сложнейший и требующий дальнейшей проработки и изысканий вопрос фиксации указанной выше диалектической пары предложения и спроса.

Второй вопрос, который хотел бы сформулировать в специально заострённой форме, - это вопрос о том, что главным в реабилитации и ресоциализации является постреабилитационный период.

Казалось бы, в привычной временной последовательности это самый последний период. Это так, однако с точки зрения решения проблемы наркомании и спроса самое главное начинается как раз после реабилитации, когда, с одной стороны, ежеминутно над каждым прошедшим реабилитацию висит дамоклов меч срыва, а, с другой стороны, человек, по сути родившись заново, должен в кратчайшие сроки вырасти, повзрослеть и стать другим – новым – человеком.

Это фундаментальное переосмысление ценностей, организации сознания, личной жизни и общественных базовых навыков, самой позиции и идеального образа себя.

Говоря православным религиозным языком с человеком должно произойти чудо преображения и достоверная умоперемена – именно так переводится с греческого метанойя, чаще всего переводимая как покаяние.

Каждый такой единичный случай – это величайшая тайна пересоциализации и перерождения человека, событие, равновеликое любому чуду природы и общества.

А мы обязаны, организуя национальные системы реабилитации, подобное чудо ставить на поток, с неизбежностью индустриализируя наши программы и саму систему.

Как соединить это точечное чудо и таинство – и индустриальный масштаб работы, с необходимостью организации большого потока реабилитируемых?

Конечно, не случайно, что нередко реабилитация сопровождается воцерковлением, которое и позволяет в многовековой традиции способствовать такой умоперемене. Но в целом, даже в религиозных центрах, возможность вести полноценную постреабилитационную жизнь является колоссальной проблемой.

В России имеется свой уникальный опыт – достаточно, в частности вспомнить Антона Семёновича Макаренко, имя которого приобрело мировую известность и чьё наследие внимательно изучается во всём мире.

В тяжелейшие 1920-е годы после кровавой гражданской войны в условиях новой Советской России Макаренко сумел организовать выдающиеся примеры перевоспитания и пересоциализации подростков-преступников.

Одной из подсказок в решении проблемы рождения нового человека может стать метод Макаренко, заключавшийся в постановке ещё вчерашнего преступника и беспризорника в позицию ответственности за коллектив.

Этот метод, который можно назвать методом удержания в социуме через сверхзадачи, поистине парадоксален. Но он был эффективен.

Сегодня нам известны в мире и России реабилитационные центры, которые также используют похожий метод, используя который дают шанс реабилитируемым не просто вернуться в нормальное социальное существование, но и стать позитивными социальными лидерами – в том числе и по отношению к тем, кто никогда не злоупотреблял ни наркотиками.

Третья проблема – места и роли реабилитации в политической жизни обществ.

Обычно  реабилитацию помещают в сферу медицины, подстраивают под лечение. Это явное заужение, поскольку основные процедуры и временные периоды имеют отчетливо не медицинский, а социально-культурный характер.

Но и оставлять реабилитацию только в сфере социальной работы также неправильно.

Главной сферой, где реабилитация является фундаментальным инструментом, – является сфера обеспечения безопасности.

Нельзя забывать, что мотивирование и понуждение потребителя наркотиков на реабилитацию – это прежде всего, практическая декриминализация молодёжной среды.

Реабилитация является единственным средством разрушения наркосбыта на атомарном уровне, поскольку практически каждый второй  наркоман является одновременно и распространителем наркотиков, так называемым на жаргоне «бегунком»: ради зарабатывания себе на дозу он вынужден реализовывать на продажу 5 – 7 доз. Отсюда реабилитация – это системно организованное и масштабное «выдёргивание» несчастных из цепочек преступной дистрибуции наркотиков.

Именно так в своё время Антон Семёнович Макаренко «выдёргивал» из бессмысленного обитания бездомных,  беспризорных, нищенствующих асоциализированных детей и подростков в реабилитационные по сути центры-коммуны, возвращая их в осмысленную полнокровную жизнь.

В результате эффективно действующей системы реабилитации мы резко оздоровляем и декриминализуем молодёжную среду, заодно и проводя предметную и достоверную профилактику – то есть предотвращение приобретения и употребление наркотических веществ подростками и молодыми людьми.

Поскольку специфика наркомании и наркопреступности состоит в том, что большинство наркопотребителей являются одновременно и мелкими сбытчиками наркотиков – то есть базисом всей инфраструктуры сбыта и розничной дистрибуции наркотиков, постольку в этой сфере на деле происходит колоссальное количество преступных событий по обеспечению воспроизводства наркомании и втягиванию новых подростков и молодых людей в наркоманию.

Возьмем, к примеру, героиновых наркоманов, которых у нас насчитывается полтора миллиона человек. Каждый из них в среднем потребляет по 2 дозы ежедневно стоимостью в полторы тысячи рублей каждая. Минимум треть из них, то есть, полмиллиона человек, не имея необходимых 90 000 рублей в месяц на приобретение себе наркотиков, зарабатывает свои вожделенные пайки, распространяя полученные от мелкого наркодилера как сбытовый товар порядка 200 наркодоз в месяц.

Таким образом, в нашей стране только героиновые наркоманы обеспечивают астрономическое, 1 миллиард (!), число фактов розничного сбыта, то есть 1 миллиард наркопреступлений в год! Нечто подобное происходит и в среде потребителей марихуаны, гашиша и синтетических наркотиков.

Здесь абсолютно правильным представляется подход Израиля, где реабилитация наркопотребителей рассматривается не только как медицинская и социальная проблема, но и, прежде всего, как проблема декриминализации общества и, в конечном счёте, обеспечения национальной безопасности.

Мы также выстраиваем национальную систему комплексной реабилитации именно на данном принципе. Именно принцип обеспечения национальной безопасности – положен в основу разработанной нашей Службой по поручению Президента России В.В. Путина государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».

При этом следует отметить, что в реабилитацию должны включаться не только правоохранительные органы, но все базовые ведомства.

В этом  контексте израильская система во многом является моделью, поскольку в ней глубоко интегрированы ключевые государственные органы при чётком разделении их функционалов.

Присутствующие здесь наши коллеги из Израиля сегодня, надеюсь, расскажут об этом.

Уважаемые коллеги!

Я поделился с Вами теми проблемами, которые представляются ключевыми для обсуждения на нашей конференции.

Они настолько велики, что без объединения усилий всего человечества мы проблему наркомании не решим.

Очевидно, что необходимо консолидировать наши усилия, вырабатывать международные межгосударственные и неправительственные механизмы развития сферы реабилитации и ресоциализации.

Уверен, наша конференция внесёт достойный вклад в решение данной задачи.

Спасибо за внимание.