Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

11.12.2013

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании ГАК по теме  «О создании национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей  наркотических средств и психотропных веществ», 11 декабря 2013 года

 

Задачи Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ»

 

Уважаемые коллеги!

 

За прошедший год - с момента поручения Президента России ФСКН разработать государственную межведомственную программу комплексной реабилитации – ГАКом проделана серьёзная работа по законодательному обеспечению создаваемой национальной системы комплексной реабилитации, обобщению подходов к проблеме и выработке нашей консолидированной позиции.

Проект Государственной межведомственной программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей ФСКН России к настоящему времени разработан и согласован, но до сих пор не получил государственной финансовой поддержки. И это несмотря на то, что мы предельно уменьшили бюджет госпрограммы и довели его до 1,8 млрд рублей в следующем 2014 году.

Надо ли пояснять, что без денег программа не заработает, наркопотребители и их семьи не смогут осуществить данные им законом права, а мы не сумеем оздоровить наше общество и декриминализировать молодёжную среду?

Минфин России утверждает, что в стране нет денег на реабилитацию – то есть нет средств на решение фундаментальной для страны проблемы.

Отказ в финансировании означает, что проблема 8 миллионов наркопотребителей и почти 30 миллионов их родственников и близких и далее остается вне сферы деятельности власти.

Воистину – спасение утопающих – дело рук самих утопающих!

 

slide111213_1.jpg

 

При этом запрашиваемые средства, вопреки мнению Минфина и Минэкономразвития, пойдут отнюдь не в ФСКН, а прежде всего регионам и службе исполнения наказаний для работы с наркопотребителями.

Более того, госпрограмма, построенная на глубоком международном осмыслении специфики наркомании и наркопреступности, впервые в России закладывает инфраструктуру, собственно фундамент уменьшения наркомании и наркопреступности в стране с беспрецедентным уровнем бюджетной эффективности – в 10 раз! 

 

slide111213_2.jpg

 

Базируется же программа на трех краеугольных камнях – трех законах.

Обратите внимание на слайд.

 

Закон № 1. Количество фактов сбыта прямо пропорционального количеству самих активных потребителей наркотиков.

Это определяется спецификой наркомании и наркопреступности, которая заключается в том, что большинство наркопотребителей являются одновременно и уличными сбытчиками наркотиков – то есть базисом всей инфраструктуры сбыта и розничной дистрибуции наркотиков.

В ситуации когда у нас в стране порядка 8 миллионов наркопотребителей, ежедневно происходит колоссальное количество преступных событий по обеспечению воспроизводства наркомании и втягиванию новых подростков и молодых людей в наркоманию.

Возьмем, к примеру, героиновых наркоманов, которых у нас насчитывается полтора миллиона человек.

Крайне болезненная ломка предопределяет потребность в двух дозах ежедневно, то есть полтора миллиона героиновых наркоманов ежедневно добывают и потребляют 3 миллиона наркодоз или порядка 1 миллиарда в год.

Таким образом, только героиновые наркоманы обеспечивают астрономическое, 1 миллиард (!), число фактов розничного сбыта, то есть, 1 миллиард наркопреступлений в год!

Нечто подобное происходит и в среде потребителей марихуаны, гашиша и синтетических наркотиков.

Госпрограмма в случае ее утверждения обеспечит прохождение реабилитации 100 и более тысяч наркопотребителей ежегодно.

 

Закон № 2. Рост предложения наркотиков сдерживается полицией через подрыв инфраструктуры сбыта.

Здесь у нас устойчивые результаты и мы сумели отладить систему снижения наркодавления на общество и нашу молодёжь.

 

Закон № 3. Диалектика спроса и предложения.

Как я уже сказал – ежегодно 1 миллиард фактов сбыта. Полиция расследует 0,25 миллиона наркопреступлений. Реабилитация предотвращает 100 миллионов наркопреступлений.

Необходимо пояснить, что когда обычно говорят об уровне преступности, то имеют в виду те преступления, которые  расследуются полицией, а  расследуются уже совершённые преступления.

Количество же этих преступлений за последние 10 лет практически не меняется – примерно четверь миллиона ежегодно.

Однако реальное количество фактов наркосбыта 1 миллиард, то есть, в 4000 раз больше.

При этом госпрограмма предотвращает совершение не менее 100 миллионов фактов сбыта.

 

slide111213_3.jpg

 

Таким образом, вовлечение наркопотребителей в программы комплексной реабилитации и ресоциализации позволит не только освободить от наркотического плена их самих, но даст колоссальный оздоравливающий эффект для всего общества.

Находясь в течение года в реабилитационном центре, наркопотребитель доступен для медицинского, психологического и социального воздействия и – что особенно важно – выключается из незаконного оборота наркотиков и не совершает неизбежных преступлений корыстного и насильственного характера. 

Что даёт госпрограмма?

Сокращение уровня фактической преступности и декриминализация молодёжной среды – на 15 %.

Снижение молодёжной смертности – на 10 %.

Снижение экономического ущерба и экономия государственных средств – до 300 миллиардов рублей за семь лет.

Таким образом, снижение наркопреступности, молодежной смертности и экономических потерь – это те значимые дивиденды и приоритеты российской политики, которые обеспечит государственная программа реабилитации и ресоциализации.

Приступаем к обсуждению этой темы.