Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

02.04.2014

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на выездном совещании председателя ГАК «О первоочередных задачах по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации Крымского федерального округа» (г. Симферополь, 2 апреля 2014 года)

 

«Об организации антинаркотической деятельности в Крымском федеральном округе»

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Дестабилизация социально-экономической и геополитической ситуации в Украине стала фактором, негативно повлиявшим на положение дел на территории Крымского федерального округа.

 

Криминальная напряженность, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотиков, была подстегнута политическим хаосом, ростом безработицы и бедности. Этим событиям предшествовал и сопутствует ныне высокий уровень коррупции, в том числе и в бывших правоохранительных органах Украины, находившихся в Крыму.

 

По состоянию на 1 января 2013 года уровень преступности на 100 тыс. населения Крыма составлял 1 804 случая, уровень наркопреступности – 176 случаев (в Севастополе – 120 случаев). В 2013 году в Крыму выявлено 674 факта сбыта наркотиков, ликвидировано 70 наркопритонов и нарколабораторий, изъято около 700 кг различных наркотических средств, пресечена деятельность восьми организованных преступных группировок, совершивших более 30 наркопреступлений.

 

Лидирующую позицию на региональном наркорынке занимают каннабиноиды, что связано с наличием собственного производства из местного сырья. Кроме того, в Крыму произрастает опийный мак, в регион ввозятся опиаты и синтетические наркотики из Центральной Азии и, даже, из Южной Америки. «Аптечные» кодеиносодержащие препараты являются одними из основных, потребляемых в наркопритонах.

 

Наркоситуация в Крыму характеризуется как тяжёлая, что определяется количеством наркопотребителей на 100 тысяч населения – 700 человек, что почти в 2 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации. В основном это молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, большинство из которых нигде не работает и не учится.

 

Крымский показатель заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления наркотических средств расстройствами составляет 25 на 100 тыс. населения, что, соответственно, в 2,5 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации и Южному федеральному округу. На учете в специализированных учреждениях Крыма состоят 8 010 человек, злоупотребляющих наркотическими средствами и токсическими веществами, из них 513 несовершеннолетних, в том числе 157 детей.

 

Вместе с «омоложением» наркомании в последние годы наблюдается и рост численности наркозависимых женского пола, увеличивается и количество рождений неполноценных детей с различными физическими недостатками, что вызывает угрозу генофонду.

 

Все более актуальной становится проблема злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.

 

Широко распространена «аптечная наркомания» со злоупотреблением, в первую очередь, кодеиносодержащими препаратами, которые в России с 2012 года отпускаются из аптек только по учетным рецептам.

 

Более 800 жителей Крыма являются потребителями наркотических средств «метадон» и «бупренорфин», которые запрещены к применению для лечения наркомании в Российской Федерации. 800 легальных наркоманов представляют собой серьезную проблему, которую теперь предстоит решать совместными усилиями. Кроме того, имеется информация о неоднократных утечках легальных наркотиков из программ заместительной терапии в незаконный оборот.

 

В организации заместительной терапии были широко задействованы НКО, представляющие интересы западных фармацевтических компаний. В условиях прекращения зарубежного финансирования некоторые НКО заняты провоцированием антироссийских протестов со стороны потребителей метадона и их родственников. Наряду с этим усиливаются попытки лоббистов программ «опиоидной заместительной терапии» добиться расшатывания антинаркотического законодательства Российской Федерации.

 

Наркологическая помощь в Крыму явно нуждается в укреплении и расширении. Сейчас действуют Республиканский наркологический диспансер, 16 наркологических амбулаторий при центральных районных больницах, психоневрологических диспансерах, городской психиатрической больнице Евпатории, Центр медико-социальной реабилитации для несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, нарко- и токсикоманическими средствами на 60 коек, два хозрасчетных психонаркологических центра.

 

Наряду с этим в Крыму зарегистрирован ряд общественных организаций, занимающихся реабилитацией и ресоциализацией наркозависимых лиц. В частности: наркологическая клиника «Афалина», реабилитационный наркологический центр «Ренессанс-Крым», лечебно-оздоровительный центр «Феникс Плюс», наркологический центр «Ренессанс Плюс», Севастопольский центр лечения алкоголизма и наркомании и др.

 

Среди населения Крыма высоки ожидания положительных изменений в сфере борьбы с наркопреступностью после вхождения Крыма в состав Российской Федерации.

 

Реализации этих ожиданий будет способствовать организация антинаркотических комиссий на региональном и муниципальном уровнях, использование в Крыму положительного опыта в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, наработанный, прежде всего, такими известными негосударственными антинаркотическими организациями Юга России, как «Здоровое Ставрополье» и «Ростов без наркотиков», входящими в Национальную Ассоциацию реабилитационных центров.

 

Подчеркну - мы в кратчайшие сроки должны организовать формирование антинаркотической вертикали: создать региональные и муниципальные антинаркотической комиссии.

 

С учетом того, что с 1 мая 2014 года на территории России муниципальные комиссии получают все необходимые полномочия для проведения полноценной антинаркотической деятельности, создание аналогичных структур в 25 муниципальных образованиях Крымского полуострова окажет существенное влияние на исполнение задач Стратегии государственной антинаркотической политики на местах. Это, в свою очередь, позволит сформировать необходимый фундамент для построения единой системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

 

Коллеги!

 

Для успешного противодействия наркопреступности, особенно в ее организованных и коррумпированных формах, мы создаем территориальные подразделения наркоконтроля. Государственного органа с соответствующим кадровым и материально-техническим потенциалом, правопреемником которого могла бы являться ФСКН России, в Крыму и Севастополе не существует.

 

Решением нашего совещания предлагаю поручить органам местного самоуправления оказать содействие в обеспечении Регионального управления ФСКН России по Республике Крым, Службы по г. Севастополю и межрайонных, городских (районных) органов наркоконтроля в городах Джанкой, Евпатория, Керчь, Феодосия и Ялта. Необходимо выделить административные здания и вспомогательными помещениями в соответствии с действующими нормативами.

 

Также, используя благоприятные природно-климатические возможности Крыма, необходимо приступить к созданию Крымского кластера социальной реабилитации как ядра регионального сегмента единой российской Национальной системы социальной реабилитации.

 

Здесь надеемся на помощь неправительственных организаций, прошу это также отразить в решении.

 

Благодарю за внимание.