Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

24.04.2014

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на международной Экспертной встрече по теме «Декриминализация молодежной среды через сокращение спроса на наркотики на основе реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков», 24 апреля 2014 года, г. Москва, «Президент-Отель»

 

«Необходимость создания новой сферы реабилитации как ответ на вызовы современных обществ»

 

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас в Москве!

Позвольте открыть международную Экспертную встречу по теме «Декриминализация молодежной среды через сокращение спроса на наркотики на основе реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков».

Сегодня для работы собралось более 100 экспертов в данной сфере из 15 стран мира, включая представителей государств БРИКС и ОДКБ.

Разрешите мне представить точку зрения Государственного антинаркотического комитета и ФСКН России на проблему нашей экспертной встречи.

Сфера реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков в последние годы получила разностороннее развитие во всех развитых странах мира.

При этом всё в большей степени становится очевидным фундаментальная роль сферы реабилитации не только в медицинском или социальном плане, но и в сфере обеспечения общественной и национальной безопасности.

Это определяется тем фактом, что мотивирование и понуждение потребителя наркотиков на реабилитацию – это, прежде всего, практическая декриминализация молодёжной среды.

Более того, именно реабилитация является единственным средством разрушения наркосбыта на атомарном уровне, поскольку практически каждый второй наркоман является одновременно и распространителем наркотиков, так называемым на жаргоне «бегунком» – ради зарабатывания себе на дозу он вынужден ежедневно реализовывать на продажу 5-7 доз. Отсюда реабилитация – это системно организованное и масштабное «выдёргивание» несчастных из логистики преступной дистрибуции наркотиков.

Без организации мощной национальной системы реабилитации невозможно ставить задачи кардинального снижения уровня наркомании, а – в перспективе – и ликвидации наркомании как разрушительного социально-культурного феномена всех развитых обществ.

В России имеется свой уникальный опыт в данной области – достаточно, в частности вспомнить Антона Семёновича Макаренко, имя которого приобрело мировую известность, и чьё наследие внимательно изучается во всём мире.

В тяжелейшие 1920-е годы после Первой Мировой войны и кровавой гражданской войны Макаренко сумел организовать выдающиеся примеры перевоспитания подростков-преступников через организацию локальных систем их реабилитации и возвращения в социум.

Это и было практикой массовой и даже массированной декриминализации, поскольку Антон Семёнович «выдёргивал» из бессмысленного обитания бездомных, беспризорных, нищенствующих асоциализированных детей и подростков в реабилитационные по сути центры-коммуны, возвращая их в осмысленную полнокровную жизнь.

Перед нами сегодня стоят принципиально схожие задачи.

В результате эффективно действующей системы реабилитации мы резко оздоровляем и декриминализуем молодёжную среду, проводя заодно и предметную и достоверную профилактику – то есть предотвращение приобретения и употребление наркотических веществ подростками и молодыми людьми.

Поскольку специфика наркомании и наркопреступности состоит в том, что большинство наркопотребителей являются одновременно и мелкими сбытчиками наркотиков – то есть базисом всей инфраструктуры сбыта и розничной дистрибуции наркотиков, то именно в этой сфере на деле происходит колоссальное количество преступных событий по обеспечению воспроизводства наркомании и втягиванию новых подростков и молодых людей в наркоманию.

Возьмем, к примеру, героиновых наркоманов, которых у нас в России сегодня насчитывается полтора миллиона человек. Каждый из них в среднем потребляет по две дозы ежедневно стоимостью в полторы тысячи рублей каждая. Минимум треть из них, то есть, полмиллиона человек, не имея необходимых 90 000 рублей в месяц на приобретение себе наркотиков, зарабатывает свои вожделенные пайки, распространяя полученные от мелкого наркодилера как сбытовый товар порядка 200 наркодоз в месяц.

Таким образом, в нашей стране только героиновые наркоманы обеспечивают астрономическое, 1 миллиард (!), число фактов розничного сбыта, то есть 1 миллиард наркопреступлений в год! Нечто подобное происходит и в среде потребителей марихуаны, гашиша и синтетических наркотиков.

Необходимо отметить, что феномен наркотизации и принуждения к потреблению наркотиков молодёжью относительно новый – ему порядка полвека.

Это не случайно. Именно с начала 1960-х годов произошли коренные трансформации в базовых общественных настроениях и установках. По сути, возник принципиально новый тип общества – общество риска, где увеличилось количество институтов и проблем, делающих стандартные ситуации во многом непредсказуемыми, резко усложняющими и дестабилизирующими индивидуальное и социальное самочувствие населения, особенно молодёжи, ещё только вступающей в большую жизнь.

Целые страты и слои оказались не в состоянии справиться с новыми вызовами и стали искать выход в наркомании, что, разумеется, тут же было использовано транснациональными мафиозными наркогруппировками и картелями.

В этот момент появления новых обществ риска и возникла ответная массовая необходимость организации новой сферы реабилитации.

При этом оказалось, что создание новой сферы реабилитации позволяет не только решать проблемы наркопотребителей, их созависимых близких и родных, но и существенно снижать уровень криминализации и преступности среди молодёжи.

Правильно организованная сфера реабилитации является теперь и прямой современной формой инвестирования как в общество, так и в национальную экономику.

Об этом свидетельствует не только опыт тех стран и регионов, где сфера реабилитации организована и эффективно работает.

Детальное изучение экономических последствий наркомании представлено в новом докладе Международного комитета по контролю над наркотиками.

Эксперты в докладе показывают, что каждый доллар, вложенный в реабилитацию, принесет прибыль в размере от 4 до 12 долларов за счет сокращения издержек, связанных с преступностью и медицинской помощью.

Всем государствам, очевидно, целесообразно выполнить рекомендации МККН, представленные в указанном докладе: «Комитет призывает правительства поддерживать инвестиции в программы профилактики, оказания наркологической помощи и реабилитации на надлежащем и устойчивом уровне даже в периоды строгой экономии финансовых средств, отмечая при этом возможную экономию расходов на здравоохранение и социальные издержки, к которым иначе могли бы привести злоупотребление наркотиками, наркомания, преступления, связанные с наркотиками, и насилие».

Особенно важно это в ситуации нынешнего глобального экономического кризиса.

В настоящее время и в России полным ходом идёт создание национальной системы реабилитации потребителей наркотиков.

Необходимость создания такой системы вызвана тем колоссальным ущербом, который наносит незаконный оборот наркотиков.

На сегодня в Российской Федерации не менее 3 миллионов преимущественно молодых граждан России регулярно употребляют наркотики, а ежегодный экономический ущерб составляет до 3 % от ВВП, то есть сумму в 50 млрд долларов США.

Отсутствие полномасштабной системы реабилитации у нас в стране определяется тем, что Россия относительно поздно столкнулась с проблемой наркомании как тотальным социальным феноменом.

После развала СССР в 1990-е годы страна пережила лавинообразный рост наркопотребления – до 20 раз.

Однако своевременно принятые жёсткие меры руководства России и лично президента Путина в начале 2000-х годов дали свои очевидные результаты.

Эти результаты выразились в существенном снижении смертности среди российской молодёжи в возрастном сегменте 15 – 34 лет, что наглядно представлено на слайде.

Выстояв и стабилизировав обстановку, мы приступили к реализации новой стратегии государственной антинаркотической политики, которая определила два императива внутренней антинаркотической политики: сокращение предложения нелегальных наркотиков и второе, – государственные меры, направленные на снижение спроса на наркотики в обществе через системную работу по реабилитации и ресоциализации, то есть возврату в социум бывших наркопотребителей.

В этом году во исполнение поручения Президента России Правительством РФ утверждена первая в Российской Федерации программа реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в формате подпрограммы ГП «Противодействие незаконному обороту наркотиков».

Это позволяет нам теперь интенсивно организовывать национальную систему реабилитации как государственно-общественную сферу.

Разумеется, особое внимание при создании национальной системы реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков мы уделяем тесному партнерству государства и общества.

В создаваемой системе очевидный акцент ставится на более тысячи неправительственных реабилитационных центров, составляющих весомую часть гражданского общества России.

С самого начала нам удалось организовать поистине стратегическое партнёрство между государством и обществом по организации национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации.

Это неудивительно, поскольку, как мы знаем, в основе освобождения от зависимости, прежде всего, лежит введение бывшего наркопотребителя в терапевтическое и восстанавливающее сообщество, которое не только требует отказаться от приёма наркотических веществ, но и культивирует ценности достойной и полноценной жизни, служения стране и обществу, активного жизнестроительства.

Это ключевой момент. Без переворота ценностей в сознании от наркомании не избавиться. Нужны перевоспитание и пересоциализация, которые не в состоянии дать никакие лекарства и иные технические приёмы, и где требуются небюрократические заботливое внимание и любовь.

Именно поэтому такую важную роль во всём мире играют негосударственные неправительственные реабилитационные центры – ведь в их основе всегда лежит личностный и общинный фактор, закваска, которые в итоге и позволяют осуществлять таким сообществам сверхнагрузку и решать сверхзадачи по вытаскиванию людей из наркомании.

Я уже упоминал великого российско-советского педагога Антона Макаренко.

Именно он дал мировой науке и практике уникальный метод – по сути технологию рождения нового человека, заключавшийся в постановке ещё вчерашнего преступника и беспризорника в позицию ответственности за коллектив.

Этот метод, который можно назвать методом удержания в социуме через сверхзадачи, поистине парадоксален. Но он был эффективен.

Сегодня нам известны в мире и в России реабилитационные центры, которые также используют похожий метод, дающий шанс реабилитируемым не просто вернуться в нормальное социальное существование, но и стать позитивными социальными лидерами – в том числе и по отношению к тем, кто никогда не злоупотреблял наркотиками.

ГАК и ФСКН России уделяют приоритетное внимание сохранению и наращиванию неправительственного сектора. И здесь за последние три года очевидны существенные позитивные результаты.

Важную роль играют и ассоциации и объединения неправительственных реабилитационных центров, в частности, созданное полтора года назад некоммерческое партнёрство «Национальная Ассоциация реабилитационных центров», в которую на сегодня входят 59 центров реабилитации, прошедших, обращаю ваше внимание, добровольную сертификацию и, следовательно, максимально открытые и прозрачные для государства.

Уважаемые коллеги!

Я представил Вам позицию ГАК и ФСКН России и те проблемами, которые представляются ключевыми как для совместного решения на международном уровне, так и для обсуждения на нашей конференции.

Они настолько велики, что без объединения усилий буквально всего человечества мы проблему наркомании не решим.

Мы готовы консолидировать усилия, вырабатывать международные, межгосударственные и неправительственные механизмы развития сферы реабилитации и ресоциализации, поддерживать позитивные инициативы.

Уверен, работа нашей международной экспертной встречи внесёт достойный вклад в решение данной задачи.

Спасибо за внимание.