Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

17.06.2014

 

Выступление председателя ГАК, директора ФСКН России Виктора Иванова на заседании Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии, Москва, 17 июня 2014 года, Дом Правительства Российской Федерации

 

Антинаркотические программы России в Центральной Азии как новый инструмент содействия международному развитию

 

Уважаемые коллеги!

 

Сегодня мы будем рассматривать вопросы о ходе разработки и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии, в свете недавно утверждённой Президентом России Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию.

 

Теперь задача Правительственной комиссии в ближайшие месяцы состоит в том, чтобы сделать антинаркотические программы новым оригинальным и действенным инструментом содействия международному развитию.

 

Все основания для этого имеются, поскольку ещё при создании комиссии три года назад мы исходно закладывали в разработку каждой из программ обязательный элемент стимулирования развития каждого из партнёрских государств.

 

Более того, такая прямая увязка антинаркотических усилий и развития стремительно становится в последние годы по сути новой перспективной парадигмой антинаркотической политик и в мире.

 

Это связано с колоссальной неэффективностью усилий мирового сообщества в борьбе с наркотиками, когда, как я неоднократно показывал, заявляемые в Политической декларации и Плане действий ООН цели с 1998 года не достигаются, но имеют и прямо обратную динамику – вместо снижения производства наркотиков наблюдается их устойчивый рост.

Особенно это касается опиума и кокаина. Более того, по сути, свыше 50 % наркодоходов куются в двух географических точках, они локализованы в Южной Америке, где производится кокаин и Афганистан, каждый второй наркодоллар куется в этих географических координатах.

 

Подобный провал сынициировал, в свою очередь, гипертрофированную активность  тех сил на Земном шаре, которые открыто продвигают отказ от борьбы с наркотиками и их легализацию как якобы изящный выход из неоправдывающей себя узко-репрессивной политики.

 

Здесь особенно заметен недавний скандальный доклад Лондонской школы экономики, который сегодня легализаторы превращают в свою библию и таран всего корпуса антинаркотических конвенций ООН.

 

Показательно, что старт этой кампании был дан никем иным как самим Президентом США Бараком Обамой, который, выступая на шестом «Саммите Америк», проходящем в колумбийском городе Картахена, предложил поставить на рассмотрение вопрос об альтернативных путях борьбы с наркотиками в странах Латинской Америки и более чем двусмысленно заявил: «Лично я и моя администрация считаем, что легализация наркотиков — это не выход, — сказал американский президент, — но нужно оценить реальную ситуацию и начать дебаты по этому вопросу».

 

Всё это свидетельствует о том, что сегодня началось прямое столкновение двух принципиально разных, полярных моделей антинаркотической политики – легализацию невозможно признать в качестве таковой – узко-репрессивной и основанной на развитии (альтернативном развитии), т.е. вариант «золотой середины» - рестриктивная политика, которая предполагает альтернативное развитие, предоставление возможности лечения и реабилитации, совместно с ограничительными мерами в отношении распространения наркотиков.

 

Для нас это в целом удачная ситуация, поскольку Россия теперь получает уникальную возможность задать свою собственную глобальную повестку в сфере борьбы с наркотиками с одной стороны, жёстко раскритиковав попытки запада их легализовать, а, с другой стороны, попытки по-прежнему делать ставку исключительно на репрессивную политику.

 

Россия здесь вполне может и должна предложить третий путь, который можно выразить в лозунге «Безопасность через развитие» - а не через легализацию или репрессии.

 

Новая Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию здесь позволяет выстроить прочный базис и захватить глобальное лидерство по антинаркотическому треку.

 

В этом плане большое значение имела московская министерская конференция, состоявшаяся месяц назад, в ходе которой представителями более 60 государств мира Россией была представлена новая парадигма антинаркотической политики с опорой на систему альтернативного развития. До этого, 25 марта, проблематика альтернативного развития была подробно проработана на специальной международной экспертной встрече.

 

Коллеги!

 

Считаю, что за два года работы нашей Комиссии достигнуты серьезные результаты.

 

Создан и первично отработан сам формат антинаркотических программ, а также реализуются и разрабатывается целостная система антинаркотичских программ.

 

Так, в настоящее время осуществляется реализация программ финансового, материально-технического и организационного содействия Государственной службе по контролю наркотиков при Правительстве Киргизской Республики и Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.

 

В разработке находятся программы антинаркотического содействия Министерствам внутренних дел Афганистана, Армении и Южной Осетии, а также компетентным органам Пакистана.

 

Причём программы строятся разнообразно, исходя из конкретных задач и региональной и страновой специфике.

 

В декабре 2013 года завершилась первая фаза Программы оказания содействия Государственной службе по контролю наркотиков при Правительстве Киргизской Республики, реализуемая ФСКН России.

 

За период реализации Программы с 2011 по 2013 год достигнуты значительные успехи, в том числе значительно возрос технический, оперативный и кадровый потенциал партнерского ведомства.

 

О повышении эффективности работы киргизских партнеров свидетельствуют, к примеру, следующие факты. В рамках реализации Программы сотрудниками ГСКН КР за 4 месяца 2014 года изъято почти 3 центнера наркотиков. При этом наряду с уменьшением изъятия героина (с 86 кг до 21 кг) отмечается увеличение количества изъятого опия – с 4 кг до 18 кг и прекурсоров – с 350 гр до 42 кг. За указанный период ГСКН КР выявлено 127 преступлений, почти в два раза больше чем за аналогичный период прошлого года.

 

На сегодняшний день ФСКН России и ГСКН Киргизии в перманентном режиме осуществляется 20 совместных оперативных разработок.

 

Высока эффективность работы советнического аппарата. Советниками проводятся консультации и тренинги с сотрудниками ГСКН по различным аспектам оперативно-служебной деятельности, разъясняются требования, предъявляемые к организации оперативно-розыскного мероприятия международная «контролируемая поставка».

 

Также ведется интенсивная работа по подготовке кадров ГСКН Киргизии. За период с начала 2012 года по настоящее время в рамках различных проектов ФСКН России осуществила подготовку 227 сотрудников антинаркотических подразделений правоохранительных органов и специальных служб Киргизии.

 

В пределах квот, выделяемых с 2012 года Министерством образования и науки Российской Федерации, в Сибирском юридическом институте ФСКН России обучаются 20 граждан Киргизии. Обучение проводится по программе высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция».

 

Принимая во внимание эффективность Программы, Президентом Российской Федерации принято решение о ее продлении до 2016 года, на что предусмотрено выделение из Федерального бюджета Российской Федерации денежных средств в размере 7,2 млн. долларов США.

 

Правительством Российской Федерации принято распоряжение № 2374-р от 17.12.2013 г. предусматривающее выделение денежных средств на реализацию второй фазы программы содействия ГСКН Киргизии в 2014 – 2016 годах.

 

Условия и порядок предоставления помощи ГСКН Киргизии в 2014 – 2016 годах определены в Протоколе о внесении изменений и дополнений в протокол между ФСКН России и ГСКН Киргизии от 16 марта 2011 года (далее – Протокол).

 

Подписание Протокола состоялось 28 мая 2014 года в г. Бишкеке (Киргизская Республика). В МИД России и Минфин России направлены заверенные копии подписанного Протокола.

 

Активно реализуется программа финансовой, материально-технической и организационной помощи АКН Таджикистана. Ее результативность и позитивное влияние на российско-таджикистанские отношения также высоко оценивается сторонами.

 

Благодаря реализации Программы возросло качество работы АКН Таджикистана в сфере пресечения наркотрафика. Так, в 1 квартале 2014 года сотрудниками АКН РТ выявлено почти 40 наркопреступлений, что на 11 фактов больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (28) из них: контрабанда – 2 (3); хранение без цели сбыта – 2 (3); сбыт наркотиков – 22 (15).

Изъято 226 кг наркотических средств, что на почти на 70 кг больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (139 кг 767 гр).

 

29 января 2014 г. в г. Душанбе состоялась церемония передачи материально-технических средств, закупленных в соответствии с Программой. В мероприятии приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Таджикистан И.С. Лякин-Фролов, Директор АКН Таджикистана Р.У. Назаров, официальный представитель ФСКН России в Республике Таджикистан. Акция, в ходе которой были переданы материально-технические средства (17 автомобилей, оргтехника, средства связи и 300 комплектов форменного обмундирования), получила широкое освещение в местных СМИ.

 

Помимо чисто оперативного взаимодействия, большое внимание уделяется повышению профессионального уровня сотрудников партнёрских ведомств. В учебных заведениях ФСКН России проводится подготовка и переподготовка специалистов для антинаркотических ведомств Таджикистана. В 2013 году в рамках различных проектов прошли обучение 15 специалистов из Таджикистана, за 4 месяца 2014 года в рамках проекта Совет Россия – НАТО в учебных заведениях ФСКН России в составе смешанных групп сотрудников антинаркотических подразделений иностранных государств прошли обучение 6 представителей правоохранительных структур Республики Таджикистан.

 

В связи с высокой эффективностью взаимодействия в рамках Программы, таджикские партнеры обратились в адрес ФСКН России с просьбой о продлении ее на следующий трехлетний период. В соответствии с подготовленной таджикскими партнерами сметой расходов реализация второй фазы Программы содействия АКН Таджикистана в 2015-2017 годах предполагает выделение из бюджета Российской Федерации более 14 миллионов долларов США. В этой связи ФСКН России готовит предложения по организации дальнейшей работы в целях продления Соглашения между ФСКН России и АКН Таджикистана на 2015-2017 годы с Правительством Российской Федерации, МИД России, Минфином России.

 

Ввиду необходимости расширения деятельности по пресечению поставок наркотиков афганского производства на территорию России, а также в соответствии с утвержденной Президентом Российской федерации Стратегией действий на афганском направлении, ФСКН России разрабатывается программа содействия Антинаркотической полиции МВД Исламской Республики Афганистан и проект соответствующего межведомственного Соглашения между ФСКН России и МВД ИРА.

 

Программа предусматривает оказание помощи по следующим направлениям:

 

– финансирование подразделения специального назначения и содержание базы Антинаркотической полиции МВД ИРА в провинции Кундуз;

– финансирование строительства и дальнейшее содержание Кинологического центра Антинаркотической полиции МВД ИРА в г. Кабуле;

– дополнительное материальное поощрение (стимулирование) сотрудников Антинаркотической полиции МВД ИРА за сложность, напряженность, особые условия несения службы и достигнутые результаты;

– командировочные расходы, в т.ч. для организации и проведения международных контролируемых поставок;

– организация подготовки и переподготовки кадров МВД ИРА.

– организация работы реабилитационного центра для наркозависимых в ИРА в рамках предлагаемой России Афганистану передовой национальной системы реабилитации.

 

В настоящее время с афганскими партнерами прорабатывается проект Соглашения об оказании помощи. Кроме того, ведется совместная работа с ФГУП «ГУ "Инстрой" при Спецстрое России» в целях подготовки проектно-сметной документации по строительству Кинологического центра Антинаркотической полиции МВД Афганистана.

 

В разработке на начальной стадии находятся программы антинаркотического содействия Министерствам внутренних дел Армении и Южной Осетии. Руководство партнерских ведомств неоднократно выражало заинтересованность в организации взаимодействия с Российской Федерацией, которое укрепило бы потенциал национальных компетентных органов и способствовало бы совершенствованию региональных систем противодействия незаконному обороту наркотиков. В настоящее время ведется работа по определению потребностей партнеров и подготовка проектно-сметной документации, после чего будет организовано взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти России.

 

Помимо перечисленных направлений работы изучается возможность развития антинаркотического взаимодействия с компетентными органами Пакистана, через территорию которого осуществляется масштабный транзит наркотиков афганского производства. Эта работа одобрена президентом Пакистана во время моей встречи с ним. Он выразил большую заинтересованность в оказании содействия, а так же готовность использовать военно-морской флот Пакистана для перехвата морского трафика афганского героина. Одним из приоритетных направлений планируемого взаимодействия является подготовка кадров антинаркотических ведомств, в частности пакистанцы заинтересованы в приглашении иностранных инструкторов для подготовки своих сотрудников, либо спонсорской поддержке курсов, проводимых собственными преподавателями на базе Академии Антинаркотических сил Пакистана, находящей в ведении Антинаркотических сил Министерства внутренних дел и контроля за наркотиками Пакистана. Ранее свои кадры пакистанцы успешно обучали в России в рамках соответствующего проекта Совета Россия-НАТО, однако на текущий момент интенсивность реализации мероприятий в формате СРН значительно снизилась. В этой связи представляется возможность организовать взаимодействие с пакистанскими партнерами по вопросам подготовки кадров на двусторонней основе, что в дальнейшем может послужить базой для выстраивания более прочных партнерских связей.

 

На основании перечисленных фактов можно сделать вывод, что разработка и реализация антинаркотических программ, обеспечивающих российские интересы, не только снижает уровень наркодавления на Россию и позволяет пресекать поставки наркотических веществ до их поступления на территорию нашей страны, но и укрепляет российское общегуманитарное присутствие в регионах стратегического интереса, одновременно с развитием партнерских отношений со странами-получателями помощи. В условиях сложной внешнеполитической конъюнктуры, данная работа представляется особенно актуальной и важной.

Хотел бы в качестве примера рассказать о курсах, которые функционируют в Никарагуа. На них прошли подготовку свыше 300 полицейских стран Центральной Америки и Карибского бассейна, что позволяет нам укреплять  взаимодействие по перехвату контрабанды кокаина из Южной Америки на российском направлении.

 

Коллеги!

 

Для ускоренной реализации новой антинаркотической парадигмы «Безопасность через развитие» с опорой на альтернативное развитие и реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию в текущем году необходимо выйти на первые программы альтернативного развития, в которых интегрируются стратегические инвестиционные проекты и полицейские антинаркотические задачи.

 

Здесь мы большие надежды возлагаем на создание Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Соответствующее решение правительства подготовлено с опорой на структуру Внешэкономбанка, но пока есть затруднения денежного порядка, но эксперты согласны, что это может быть действенным инструментом, который бы интегрировал инвестиционные проекты на территории государств Центральной Азии.

 

Для этого считаю целесообразным поручить Минэкономразвитию России и нашим ведущим инфраструктурным корпорациям таким как РЖД и Русгидро подготовить для включения в новое поколение программ альтернативного развития перечень ключевых инфраструктурных проектов России в Центральной Азии.

 

Также чрезвычайно важное значение для реализации проектов альтернативного развития и российско-центральноазитского социально-экономического сотрудничества имеет организация системной работы по содействию подготовке кадров.

 

Кроме того хотел бы выделить инициативную деятельность Томского государственного педагогического университета по созданию системы многоуровневой подготовки кадров для реализации программ альтернативного развития и общих потребностей социально-экономического сотрудничества РФ со странами Центральной Азии.  Справка по вопросу находится у вас в раздаточных материалах. Я просил бы Министерство образования и администрацию Томской области подготовить к следующему заседанию Правительственной комиссии комплекс предложений по организации системы подготовки кадров на основании опыта работы Томского государственного педагогического университета и расширении деятельности данного университета в рассматриваемом направлении на Пакистан, Иран, Афганистан, Туркменистан и другие страны Центральной Азии.

 

Спасибо за внимание.