Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

18.06.2014

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на выездном заседании ГАК по теме «Организация денаркотизации и декриминализации молодежной среды мегаполисов на основе региональных кластеров социальной реабилитации», г. Псков, 18 июня 2014 г.

 

«Российские мегаполисы необходимо сделать свободными от наркотиков – денаркотизации, декриминализации и комплексная демографическая реабилитация молодежной среды»

 

Уважаемые коллеги!

 

Наше совещание должно выполнить функцию стратегического планирования по организации национальной системы реабилитации потребителей наркотиков.

 

Это определяется тем, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 15 апреля 2014 г. № 299 утвердило в составе государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» революционную для нашей страны подпрограмму № 3 «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях».

 

Поэтому сегодня мы, по сути, даём официальный старт государственной поддержки сферы реабилитации и организации полномасштабной национальной системы реабилитации.

 

Для этого до 1 августа т.г. прошу руководителей антинаркотических комиссий всех субъектов Федерации представить в ГАК концепции и планы по созданию региональных систем национальной системы реабилитации реализации и участию в указанной госпрограмме. Дирекции подпрограммы и Аппарату ГАК прошу организовать работу.

 

Мы с вами начинаем большую государственную работу не с пустого места.

 

В стране на сегодня функционируют до 1000 реабилитационных центров, практически все как некоммерческие неправительственные организации. Подтягивается и медицина: за последние четыре года после инициирования нашей Службой работы по проектированию и созданию национальной системы реабилитации к немногочисленным (четырем) государственным реабцентрам добавилось до 100 реабилитационных отделений, начали выстраиваться тесные связи между практикующими наркологами и реабилитационными центрами.

 

Четыре года мы плавно готовили почву для госпрограммы, и вот теперь это предстоит реализовывать.

 

Непосредственная тема нашего сегодняшнего выездного совещания является, вне всяких сомнений, ключевой, флагманской - «Организация денаркотизации и декриминализации молодежной среды мегаполисов на основе региональных кластеров социальной реабилитации».

 

Если нам удастся посредством реабилитации кардинально снизить уровень наркомании в мегаполисах, то это создаст качественно новую ситуацию во всей стране.

 

Само же фундаментальное значение реабилитация очевидно.

 

Реабилитация потребителей наркотиков форсированно освобождает мегаполисы от наркотиков, поскольку подрывает саму базу наркомании – то есть уменьшает спрос на наркотики, – а через денаркотизацию реализуется декриминализация и комплексная демографическая профилактика молодежной среды.

 

Ведь наркоманию и сопутствующую ей наркопреступность порождает спрос на наркотики, соответственно, работа по сокращению спроса через реабилитацию наркопотребителей – главный ресурс снижения наркопреступности и криминальности в целом.

 

Подчеркну, Псков в качестве места проведения этого совещания выбран нами не случайно.

 

Несмотря на известные бюджетные ограничения Губернатор и Правительство области, глубоко понимая важность проблемы, инициативно откликнулось на поручение Президента России по разработке государственной программы комплексной реабилитации и наши рекомендации и практически первыми в России организовали региональную систему сертификатов на реабилитацию как базовый институт национальной системы реабилитации. При этом был сразу определён уполномоченный орган – Министерство социальной защиты области,  что позволило с самого старта концентрировать усилия по правильному направлению.

 

Более того, региональная антинаркотическая комиссия под руководством Губернатора области и совместно с НИЦ ФСКН России и Национальной Ассоциацией реабилитационных центров в инициативном порядке предложила стратегический проект по созданию целых кластеров реабилитации для опережающей денаркотизации и декриминализации мегаполисов.

 

Как мы все понимаем, именно в мегаполисах наркомания на сегодня существует в наиболее концентрированном виде, а организация массовой реабилитации потребителей наркотиков требует их включения в реабилитационные программы на отдалении от мегаполисов и в максимально отличных условиях, с возможностью организации сельскохозяйственного труда как одной из важных форм реабилитации.

 

Псковская область первой в России осознала эту проблему и предложила адекватный инструментарий – создание кластера и установление стратегического партнёрства с самым близким области мегаполисом – Санкт-Петербургом.

 

Результатом этого является подписанное сегодня Соглашение между Администрацией Псковской области и Правительством Санкт-Петербурга о сотрудничестве в сфере социальной реабилитации и ресоциализации.

 

Данное соглашение позволяет на прочной правовой базе организовать совместные скоординированные действия в рамках многостороннего сотрудничества.

 

Предметом указанного Соглашения является сотрудничество администрации Псковской области и правительства Санкт-Петербурга в сфере организации работы по социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков в рамках создания региональных сегментов Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, а также в иных сферах, представляющих взаимный интерес, в том числе по вопросам:

 

– совершенствования региональных систем стандартизации социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков;

– развития форм и методов государственно-частного партнерства в сфере социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков;

– организации и проведения квалификационного отбора реабилитационных центров в целях их включения в региональные сегменты Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков;

– методического и информационного обеспечения реабилитационных центров по вопросам добровольной сертификации и применения национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54990-2012 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг»;

– совершенствования механизма финансирования деятельности реабилитационных центров, реализующих программы социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков;

– совершенствования систем контроля качества оказания услуг реабилитационными центрами в сфере социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков;

– содействия в организации профессионального обучения специалистов в области профилактики немедицинского потребления наркотиков, социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, разработки образовательных программ в этой области;

– повышения уровня информированности населения об условиях участия в региональных программах социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, а также об организациях различных форм собственности, оказывающих социальные услуги потребителям наркотиков и созависимым лицам;

– организации и проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.

 

Соглашение также демонстрирует и ключевую технологию при создании межрегиональной, многоуровневой и интерсекторальной или межведомственной коалиции, поскольку задача по созданию национальной системы реабилитации и социализации наркопотребителей требует, прежде всего, объединения усилий всех здоровых сил российского общества и государственных органов.

 

В целом хотелось бы отметить, что губернаторы Псковской области и Санкт-Петербурга в краткие сроки провели большую подготовительную и согласительную работу, сумели выработать передовой формат отношений «мегаполис – регион» для всей страны, задав важный образец.

 

Здесь ярко проявили себя управленческие команды обоих регионов, а также их доброжелательное взаимодействие с негосударственными организациями.

 

Хотел бы специально выделить коллектив организаторов реабилитационного центра «Ручей» – сегодня мы посетим это учреждение – и руководство Городской наркологической больницы – особенно его главврача Дмитрия Павловича Константинова, который показывает пример профессионального и строгого заказа со стороны медицинской наркологической помощи к создаваемой сфере реабилитации.

 

Пользуясь случаем, также хочу выразить благодарность и Губернатору Ленинградской области Александру Юрьевичу Дрозденко, который также подключился к этой работе и в настоящее время и для Ленинградской области, выступающей своего рода мостом между Питером и Псковской областью, организовал разработку проекта региональной системы реабилитации.

 

То есть создаётся крайне перспективный межрегиональный блок, который способен задать для Северо-Западного федерального округа, да и всей России образец для подражания.

 

Примечательно, к слову, что одним из важнейших для организации работ по созданию национальной системы реабилитации стало  Выездное совещание Государственного антинаркотического комитета 30 ноября 2011 года в г. Санкт-Петербург – то есть также в Северо-Западном округе.

 

Таким образом, у нас на сегодня есть три выраженных лидера в организации региональных систем реабилитации: три субъекта Северо-Западного федерального округа, Ханты-Мансийский автономный округ, где уже полтора года на базе Департамента социального развития в опережающем пилотном режиме прошло введение института сертификата на реабилитацию и региональных социальных стандартов по реабилитации, и Юг России – прежде всего, Ставропольский край и Ростовская область, где действует Южная сеть реабилитационных центров под руководством депутата Законодательного собрания Ставропольского края Николая Новопашина – подчеркну, что успехи на юге достигнуты благодаря существенной поддержке руководства Ставрополья и Ростовской области, которые, не дожидаясь решений на федеральном уровне, осознавая значение и важность проблемы, оказывают значимую поддержку негосударственному сектору в сфере реабилитации.

 

Ещё одним лидером имеет все возможности стать Москва, где решением Мэра Сергея Семёновича Собянина в апреле введён институт сертификата на реабилитацию и в экспериментальном режиме выделено финансирование на этот год в объёме 100 миллионов рублей.

 

Коллеги!

 

Наша общая задача также сделать таким лидером в реабилитации и Крымский федеральный округ.

 

При этом, разумеется, ни у кого из нас нет желания устраивать социалистическое соревнование между субъектами Федерации и федеральными округами. Однако к началу следующего года в каждом субъекте Российской Федерации, а их у нас, напомню, теперь 85, должна быть создана своя региональная система реабилитации наркозависимых, в обязательном порядке.

 

В ближайшие недели ФСКН России проведёт серию сетевых дистанционных совещаний и семинаров по детальному обсуждению принципов и технологий создания региональных систем реабилитации, прошу мобилизовать лучший управленческий и творческий потенциал, чтобы к осени в каждом субъекте Федерации заработала система реабилитации наркопотребителей.

 

Это – исключительно важная и востребованная в российском обществе задача.

 

Стоит задуматься – 8 миллионов человек в России потребляют наркотики, образуя, с одной стороны, огромный спрос на криминальный товар, а, с другой стороны, – это сам по себе криминальный сегмент общества, добывающий деньги на вожделенные наркотики путем совершения преступлений.

 

Анализ ситуации свидетельствует о том, что проблемы этих людей являются в первую очередь проблемой для их родственников, близких и окружающих, что в первом приближении затрагивает жизнь и интересы как минимум 40 миллионов граждан России.

 

Одной из самых сложных задач вижу организацию  сельскохозяйственных  терапевтических сообществ и коммун, основанных на принципах педагогической системы А.С. Макаренко. Это, прежде всего, касается тех регионов, где имеются обширные незанятые сельскохозяйственные угодья и дефицит рабочей силы.

 

Надеюсь, Псковская область и по этому направлению станет лидером.

 

Проблема крайне сложная, поскольку организационные инновационные трудности самой реабилитации накладываются на непростую ситуацию в сельском хозяйстве нашего Нечерноземья.

 

Прошу в полную силу включиться Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» помочь в стимулировании мероприятий по организации и поддержке сельскохозяйственных производств, в том числе в форме постреабилитационных коммун, фермерских хозяйств, на базе которых осуществляется деятельность по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотиков, а также предусмотреть меры по оказанию содействия таким производствам и хозяйствам в рамках утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 гг. и на период до 2020 г.», а также иных действующих и разрабатываемых государственных и ведомственных программ Российской Федерации в сфере развития агропромышленного комплекса.

 

Также прошу и Министерство сельского хозяйства, и руководителей региональных антинаркотических комиссий – глав регионов помогать реабилитационным центрам с выделением участков из земель сельскохозяйственного назначения подведомственных Минсельхозу организаций и региональных земельных фондов для создания сельскохозяйственных постреабилитационных коммун и фермерских хозяйств.

 

К концу текущего года в рамках Форума по проблемам реабилитации мы проведём смотр достижений по этому направлению.

 

Ещё одним проблемным направлением является организация мощной информационной поддержки созданию системы реабилитации в рамках новой подпрограммы реабилитации, утвержденной Госпрограммы противодействию незаконному обороту наркотиков.

 

Здесь, очевидно, необходимо активнее работать со СМИ, втягивать их в новую проблематику, увлекать, а также и формировать новые СМИ.

 

Наконец, очень важно при введении сертификатов на реабилитацию организовывать разработку индивидуальных программ реабилитации для каждого из вовлекаемых в реабилитацию для чего необходимо создание региональных мотивационных центров – здесь целесообразно использовать успешный опыт работы Центра индивидуальных программ реабилитации Национальной ассоциации реабилитационных центров.

 

Коллеги!

 

Задача  федерального центра – создать сквозную национальную инфраструктуру реабилитации. Мы эту задачу начали практически выполнять.

 

Задача субъектов Федерации – организовать целостные региональные системы с опорой на эту инфраструктуру и госпрограмму.

 

Опорный каркас национальной системы мы предполагаем сделать в виде реабилитационных кластеров, способных реализовывать в год до 300 и более реабилитационных программ, и флагманские центры, помогающие другим реабилитационным центрам в подготовке кадров и отработке передовых методов.

 

Уверен, что 2014 год станет годом рождения национальной системы реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

 

Благодарю за внимание.