Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

25.06.2014

 

Выступление председателя ГАК, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании Государственного антинаркотического комитета 25июня 2014 года, Москва

 

О мерах по кардинальному изменению наркоситуации в Российской Федерации в ситуации кризиса глобальной антинаркотической политики

 

Уважаемые коллеги!

 

Считаю, что ключевым вопросом, который мы сегодня будем рассматривать, - вопрос о реализации государственной антинаркотической политики на территории двух новых субъектов Российской Федерации в Крымском федеральном округе.

 

Это определяется не только колоссальной политической значимостью всего, что связано с улучшением жизни в Крыму, но и тем очевидным фактом, что именно на региональном уровне и в новой геополитической ситуации пересекаются и интегрируются все основные вопросы антинаркотической политики.

 

Вне всяких сомнений, мы просто обязаны сделать Крым своего рода витриной образцовой антинаркотической политики России.

 

Ведь та же метадоновая программа, буквально навязанная Украине – это не просто вредная затея, но предельно конкретная политика, являющаяся прямо противоположной российской.

 

Если Россия делает ставку на человека и его возврат в общество – то есть на реабилитацию и ресоциализацию, то т.н. заместительная терапия, ещё недавно практикуемая в Крыму, попросту замещала наркоманию нелегальную – легальной. По сути на деньги налогоплательщиков приобретался метадон – полный синтетический аналог героина – и дистрибутировался среди наркопотребителей, то есть государство выступало, можно сказать, официальным наркодилером.

 

Поэтому нам необходимо продемонстрировать в Крыму в максимальной степени наш российский подход как представляющий самую перспективную парадигму антинаркотической политики.

Особенно актуально это в ситуации очевидного кризиса глобальной борьбы с наркотиками.

 

Это связано с очевидной неэффективностью усилий мирового сообщества в борьбе с наркотиками, когда заявляемые в Политической декларации и Плане действий ООН цели с 1998 года не только не достигнуты, но имеют и прямо обратную динамику – вместо снижения производства наркотиков наблюдается их устойчивый рост.

 

Безусловно, это - международный конфуз. И ему есть объяснение.

 

Во-первых, полвека назад человечество было свободно от массового индустриального производства сильнейших наркотиков -героина и кокаина.

 

Во-вторых, к настоящему времени мир ежегодно получает порядка 2 тысяч тонн кокаина и героина, производимых всего в двух планетарных центрах – Афганистане и Южной Америке.

 

В-третьих, наркотики, производимые в этих двух центрах,  приносят свыше 50 % мировых наркодоходов, то есть именно там куётся каждый второй наркодоллар.

 

В-четвёртых, площадь этих двух центров составляет всего 0,003 % от мировой суши, то есть по сути эта наноплощадь убивает весь Земной шар.

 

Как ни странно, но именно этим двум планетарным центрам наркопроизводства необходимого внимания не уделяется. Проблема наркопроизводства в Афганистане на публичных площадках замалчивается.

 

Отсюда провал борьбы с наркотиками абсолютно закономерен и логичен.

 

Но именно это предсказуемо инициировало гипертрофированную активность  тех сил на Земном шаре, которые открыто продвигают отказ от борьбы с наркотиками и их легализацию как якобы изящный выход из неоправдавшей себя узко-репрессивной политики.

 

С одной стороны продвигают метадоновую заместительную терапию. С другой – легализацию якобы лёгких наркотиков, хотя все наркотики одинаково разрушают и человека, и общество, и государственность.

 

Здесь особенно заметен недавний по сути скандальный доклад Лондонской школы экономики, который сегодня легализаторы превращают в свою библию или своего рода таран всего корпуса антинаркотических конвенций ООН.

 

 Показательно, что даже в Белом доме теперь демонстрируют готовность идти на поводу у легализаторов.

 

Так, Президент США Барак Обама, выступая на шестом «Саммите Америк» в колумбийском городе Картахена предложил поставить на рассмотрение вопрос об альтернативных путях борьбы с наркотиками в странах Латинской Америки и более чем двусмысленно заявил: «Лично я и моя администрация считаем, что легализация наркотиков — это не выход, но нужно оценить реальную ситуацию и начать дебаты по этому вопросу».

 

В этой ситуации Россия активно предлагает миру новую парадигму решение мировой проблемы борьбы с наркотиками.

 

С одной стороны, опираясь на недавно утверждённую Концепцию государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, мы активно продвигаем программы альтернативного развития стран производства наркотиков и стран транзита наркотиков.

 

С другой стороны – выводим на принципиально новый уровень проблему реабилитации и ресоциализации как фундаментальную основу современных обществ, требующую новых подходов и организационных решений.

 

В этом плане большое значение имела московская министерская конференция, состоявшаяся 15 мая, в результате которой представители 60 государств мира одобрили российский подход и приняли соответствующую декларацию.

 

Поэтому, коллеги, в Крыму нам необходимо в полную мощь продемонстрировать лидерство России по антинаркотическому треку.

Для этого наша задача, наряду с тотальным подрывом инфраструктуры наркобизнеса, организовать сверхинтенсивную работу по снижению спроса на наркотики с опорой на создание передовой  региональной системы реабилитации потребителей наркотиков.

 

Для этого, разумеется, необходимо соответствующее финансовое обеспечение.

 

Я полностью поддерживаю, и, полагаю, все присутствующие поддержат предложение члена ГАК, первого заместителя председателя Совета Федерации Александра Порфирьевича Торшина о необходимости дополнительного финансирования на эти цели работы с наркопотребителями.

 

Для этого на сегодня имеются все необходимые предпосылки и идеальный механизм – обозначенная выше подпрограмма комплексной реабилитации и ресоциализации, утверждённая Правительством.

 

Однако положительного решения по подпрограмме со стороны Минфина, несмотря на неоднократные поручения Президента России, нет.

 

В этой связи, коллеги,  выношу на Ваше обсуждение предложение обратиться от имени ГАК к Президенту России обеспечить финансирование с 1 июля т.г.

 

Это решение обеспечит необходимую финансовую базу под создаваемую национальную систему реабилитации как основу кардинального снижения спроса на наркотики и, таким образом, позитивной трансформации наркоситуации в стране и, в приоритетном порядке, в Крымском федеральном округе.

 

Не менее значимым вопросом является задача обеспечения высокого качества и эффективности программ реабилитации через их стандартизацию и оценку качества социальных услуг по реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

 

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года поставила задачу введение системы государственного контроля деятельности немедицинских реабилитационных организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы и разработки критериев оценки эффективности работы этих организаций.

 

В соответствии с Планом мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией на 2012-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ № 202-Р от 14.02.2012, ФСКН России совместно со специалистами Минздрава, Минтруда, Минобразования и межфракционной депутатской рабочей группой Государственной Думы по вопросам профилактики и комплексной реабилитации наркомании, с учетом предложений Роспотребнадзора, органов власти субъектов Российской Федерации и неправительственных организаций разработаны критерии оценки качества услуг по социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.

 

Предлагаю утвердить этот коллективный продукт и рекомендовать его для использования органам власти субъектов Российской федерации в целях  проведения отбора неправительственных организаций для включения в реестры участников Национальной системы реабилитации и ресоциализации, а также для проведения исследований качества реабилитации в рамках мониторинга наркоситуации.

 

Хочу подчеркнуть, что длительная реабилитация и возвращение в жизнь тысяч бывших наркопотребителей нормальными людьми сможет коренным образом снизить спрос на наркотики. Сокращая мирными способами количество наркопотребителей, мы разрушаем инфраструктуру наркобизнеса, лишаем его новых рекрутов, добиваясь тем самым повышения уровня общественной безопасности в целом.

 

В нынешнем году мы вышли на новый уровень. Несмотря на известные бюджетные ограничения, регионы, глубоко понимая проблему, инициативно откликнулись на поручение Президента Российской Федерации и активно разрабатывают свои модели региональных сегментов Национальной системы реабилитации и ресоциализации.

 

Детальный анализ ситуации с региональными системами реабилитации был нами проведёт 18 июня в ходе моего выездного совещания в Пскове.

 

Сейчас необходимо консолидировать усилия на федеральном и региональном уровнях , создать сеть пилотных регионов и добиться, чтобы текущий 2014 год по праву стал годом рождения национальной системы реабилитации потребителей наркотиков.

 

Спасибо за внимание!