Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

18.09.2014

 

Выступление директора ФСКН России В.П.Иванова на Третьей встрече руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров («Каспийская антинаркотическая пятерка»), 18 сентября 2014 г., г. Астрахань

 

"Сделать Каспий свободным от наркотиков – консолидированная задача Прикаспийских государств"

 

Уважаемые коллеги!

Наши государства проводят активную работу по выстраиванию системы многомерной и кооперативной безопасности региона Каспийского моря. Краеугольным ее камнем является Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, подписанное в Баку 18 ноября 2010 года, которое позволит нам в значительной степени усовершенствовать механизмы противодействия актуальным вызовам и угрозам безопасности в регионе Каспийского моря.

Ключевой угрозой, как отмечают лидеры наших государств, продолжает оставаться масштабное производство героина и гашиша силами 4 миллионов крестьян на территории Афганистана и их массированный трафик, немалая часть которого проходит через Каспийское море и прикаспийские государства.

Все это происходит на фоне исторического максимума производства наркотиков в Афганистане, где в текущем году под выращивание опийного мака занято уже 250 тысяч га и порядка 150 тысяч га — под выращивание каннабиса. Не вызывает сомнения, что произведенные в Афганистане наркотики будут направлены транзитом через регион Каспия, тем самым дестабилизируя обстановку в регионах транзита и обеспечивая вовлечение населения в криминальную активность.

Начавшийся вывод вооруженного контингента МССБ из Афганистана, политическая нестабильность в этом государстве и целый ряд иных факторов позволяют судить о том, что в дальнейшем ситуация может резко усложниться.

А если принять во внимание еще и активность и неуклонный рост парамилитарных группировок в регионе, которые «крышуют» производство и трафик наркотиков, получая от этого многомиллионные доходы, и возрастающую социальную нестабильность, также обусловленную незаконным оборотом наркотиков – то сложившуюся ситуацию можно называть катастрофической.

Подобные негативные прогнозы не в последнюю очередь основаны на том факте, что в последние годы Афганистан представляет собой центр наркопроизводства поистине планетарного масштаба, который в свою очередь является прямой угрозой международному миру и безопасности. От употребления героина, произведенного в Афганистане, погибло более 1 миллиона человек, а транзит товарных партий наркотиков сопровождается кровавой конкурентной войной в государствах транзита, формируя множественные очаги насилия и бесконечную череду убийств, воспроизводимую медийными средствами как террористические и экстремистские.

Российская Федерация уже не первый год предлагает мировому сообществу сконцентрировать усилия на устранении источника проблемы – целенаправленно ликвидировать планетарные центры наркопроизводства.

При этом ключевым инструментом решения данной проблемы должно стать альтернативное экономическое развитие государств производства и интенсивного транзита героина, гашиша, а также кокаина.

Подобный вариант решения вопроса был детально рассмотрен в ходе первой Московской антинаркотической конференции, состоявшейся 15 мая текущего года.

В рамках указанного методологического подхода я хотел бы предложить  вам,  коллеги, в ситуации общего роста объёмов наркопроизводства в Афганистане и нарастания тенденций к использованию Каспийского моря и территорий прикаспийских государств в качестве транзитных коридоров для организации устойчивых каналов наркотрафика, осуществить в ближайший год разработку каспийской антинаркотической политики на основе сотрудничества наших государств.

Здесь за последние два года созданы достаточно хорошие предпосылки.

Благодаря взаимодействию наших компетентных органов на сегодня растёт количества перехватываемых наркотиков в регионе.

Одновременно расширяется и нормативно-правовая база сотрудничества, - так, сегодня, в частности, целесообразно утвердить проект Рекомендаций по взаимному применению метода контролируемой поставки.

Имеются перспективные систематические мероприятия, которые необходимо наращивать и укреплять.

Так, положительно сказывается на наркоситуации региона проведение российско-иранской операции «Чистый Каспий».

Далее, полагаю, целесообразно предложить войти в число ее участников Казахстану и Азербайджану, а после подписания межправительственного соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков – и Туркменистану, что, вне всяких сомнений, позволит существенно увеличить эффективность нашей работы в сфере пресечения контрабанды наркотиков в акватории Каспийского моря за счет консолидации усилий специальных служб всех пяти государств в рамках единого замысла.

Также предложил бы нашим партнёрам подключиться к регулярно проводимой заинтересованными ведомствами Российской Федерации региональной оперативно-профилактической операции «Звезда Каспия».

Данная операция проводится уже в течение нескольких последних лет. Её основными целями являются проведение мероприятий по профилактике контрабанды наркотиков морским транспортом, выявление причастных к наркообороту лиц, а также обнаружение мест сброса и хранения наркотиков на труднодоступных прибрежных островах и в дельте реки Волга.

Очередной этап операции, проведенный в мае-июне текущего года, позволил пресечь около 500 наркопреступлений и привлечь к уголовной ответственности более 1,5 тысяч наркотрафикантов.

При этом в каспийском регионе за счет реализации оперативно-розыскных мероприятий «международня контролируемая поставка» ликвидирована инфраструктура более десятка наркоканалов и только на территории Российской Федерации изъято более 1,5 тонн афганских наркотиков.

Два государства из нашей антинаркотической Пятёрки – Россия и Казахстан - входят в созданный в прошлом году Центр антинаркотических операций ОДКБ (ЦАО ОДКБ), который планирует и проводит стратегические антинаркотические операции во всём регионе центральной Евразии. Центр создан на базе нашей Службы, ФСКН, и мы также предлагаем вам, уважаемые партнёры, принимать участие в его работе, вплоть до прикомандирования к нему оперативных групп офицеров ваших компетентных органов для консолидации взаимодействия.

Конкретный формат и процедуры участия можно было бы проработать до конца текущего года.

Таким образом, у нас имеются хорошие предпосылки наращивать международное сотрудничество в пятистороннем формате. В частности, уже зарекомендовавший себя формат Каспийской антинаркотической пятерки может получить дополнительный импульс для более интенсивного развития в случае подписания профильного протокола в рамках Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, подписанного в Баку 18 ноября 2010 года.

В этом случае можно было бы подумать о создании нашей рабочей группы.

Более того, с учетом очевидной связанности акватории Каспийского моря с афганским планетарным центром наркопроизводства представляется целесообразным на отдельных этапах объединить работу нашей Пятёрки с Центрально-Азиатской антинаркотической четвёркой в составе Россия, Афганистан, Пакистан и Таджикистан.

Предлагаю провести первую совместную встречу Пятёрки  и Четвёрки уже декабре т.г. (По сути, это будет формат антинаркотической восьмерки).

Коллеги, существенное усиление сотрудничества наших государств по антинаркотическому треку позволяет теперь, как представляется, перейти к единой каспийской антинаркотической политике и предложить соответствующие инициативы:

Первое. Возможно, пришла пора сделать Каспий свободным от наркотиков и эту задачу поставить в качестве консолидированной задачи наших Прикаспийских государств в виде соответствующего совместного проекта «Каспий без наркотиков».

Подобный масштабный и чрезвычайно сложный в реализации проект, вне всяких сомнений, позволил бы обеспечить безопасность судоходства и рыболовного промысла на Каспии, а также защиту био- и энергоресурсов Каспия и его шельфа.

Второе. Естественно, помимо создания мощной системы полицейского взаимодействия по контролю Каспия важнейшей составляющей проекта могло бы стать как альтернативное развитие  региона, так и создание Каспийской сети реабилитационных центров потребителей наркотиков.

Коллеги, предлагаю внести в протокол нашего заседания моё предложение о разработке совместного проекта «Каспий без наркотиков» и поручить организовать данную разработку нашей рабочей группе, в том числе, привлечь к разработке и экспертов наших государств и специалистов из различных смежных ведомств.

Разработанная инициатива далее могла бы быть вынесена на обсуждение руководителей наших государств и со временем получить высший межгосударственный статус.

Прошу поддержать.

В заключение, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, хочу передать представителю Комитета национальной безопасности Казахстана результат совместной разработки в рамках Каспийской антинаркотической пятерки материалы Уголовного дела в отношении гражданина Киргизии Сулейманова, руководителя одного из подразделений международного преступного синдиката известного наробарона Боймуродова, организовавшего особо крупные поставки афганского героина по известному Северному героиновому маршруту.

Спасибо за внимание.