Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

26.11.2014

 

Выступление председателя КСОПН государств - членов ОДКБ, директора ФСКН России В.П. Иванова на пятнадцатом заседании Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности «О результатах деятельности КСОПН в 2014 году, перспективах его работы в следующем году»

 

Санкт-Петербург, 26 ноября 2014 года

 

Уважаемые коллеги!

Проблема незаконного оборота является общей для наших стран. Более того, она требует совместных действий всего мирового сообщества в целях разработки антинаркотической политики и реализации единых подходов в международном сотрудничестве как в направлении противодействия незаконному обороту наркотиков, так и в сфере принятия консолидированных решений на политическом уровне, включая различные международные форматы.

С учетом того, что производство героина в Афганистане оказывает доминирующее воздействие на наркоситуацию и, более того, на вопросы безопасности в регионе, формируя негативный политический ландшафт, крайне важно принять важные решения, направленные на ликвидацию продолжающегося масштабного производства тяжелых наркотиков в Афганистане.

Важнейшей площадкой для этого, безусловно, служит ОДКБ, главы государств которой еще в 2011 году квалифицировали наркопроизводство в Афганистане как угрозу международному миру и безопасности.

Необходимо добиться фиксации в итоговых документах предстоящего в 2015 году в Российской Федерации саммита ШОС ликвидации наркопроизводства в Афганистане в качестве приоритетной задачи, поскольку это является фактором разрушения безопасности наших стран и региона в целом.

К слову, в решениях Московской антинаркотической конференции весной 2014 года воспроизведен, по сути, план действий на этом направлении.

Анализ ситуации с наркопроизводством и связанными с ним проблемами убедительно свидетельствует о том, что за период военной операции НАТО в Афганистане произошли тектонические сдвиги в Центральной Азии в направлении дестабилизации государств всего региона.

По сути, это закономерные негативные последствия масштабного применения иностранной военной силы в суверенном Афганистане, которые поставили страну в состояние гражданской войны.

Именно этим объясняется массовое дезертирство из афганской армии и полиции личного состава с автоматическим стрелковым оружием, - по данным высокопоставленного командующего Сил безопасности генерал-лейтенанта Оливье де Бавиншо и командующего канадским контингентом в Афганистане генерала Майкла Дэя, - на уровне 25 процентов ежегодно.

Таким образом, за период операции НАТО «Несокрушимая свобода» знаковым итогом тринадцатилетних военных действий явилось возникновение в Афганистане разветвленного конгломерата антиправительственных вооруженных формирований общей численностью не менее полумиллиона основательно вооруженных боевиков.

К слову, этот агрессивный контингент превышает численность регулярных армий Сирии или Ирака, Великобритании или Франции практически в 2 раза.

При этом необходимо подчеркнуть, что за эти же годы в Афганистан, только по официальным источникам, было поставлено около миллиона единиц автоматического стрелкового оружия, а упомянутый полумиллионный вооруженный контингент логически вовлекается в качестве силовой компоненты в высокодоходное наркопроизводство и международный милитаризованный наркотранзит, с одной стороны, а с другой - служит неиссякаемым резервом для рекрутинга наемников в региональные конфликты Центральной Азии и Ближнего востока.

Знаменательно, что дальнейшее пребывание иностранного военного присутствия будет продолжать процесс умножения численности этого контингента, при этом Вашингтон уже объявил, что сокращение численности американских военнослужащих откладывается минимум на 2015 год.

Совершенно очевидно, что без ликвидации масштабного афганского наркопроизводства говорить об урегулировании конфликтов в названных регионах просто не приходится.

Ведь именно масштабный транзит афганского героина выступает в качестве возобновляемой финансовой базы функционирования ИГИЛ, извлекающего баснословные доходы за счет обеспечения половины всего объема поставляемого в Европу героина через дестабилизированные Ирак и Африку.

Более того, перевалка афганского героина через Аденский залив на Африканский континент, в частности, в Эфиопию, Эритрею, Сомали, Кению и Танзанию, породила множество морских боевиков на маломерных быстроходных судах, чье существование полностью базируется именно на доходах от наркотранзита.

С учетом того, что эти боевики попутно не брезгуют грабежом коммерческих судов, хотя это приносит им относительно незначительную долю доходов по сравнению с наркотранзитом, в международном праве и медийном пространстве эти морские наркотрафиканты «воленс-ноленс» трактуются, к сожалению, как морские пираты, перепутав тем самым причинно-следственные связи этого феномена, что свело практически к нулю мировые усилия по борьбе с этим явлением, ввиду того, что в основе этого феномена как раз и лежит масштабное производство наркотиков в Афганистане.

Коллеги!

Говоря о полицейском сотрудничестве, считаю целесообразным в нашей дальнейшей работе сделать акцент на планирование и проведение международных антинаркотических операций, направленных на ликвидацию каналов наркотрафика, инфраструктуры контрабанды и сбыта наркотиков.

Фактически мы уже приступили к организации системной работы по планированию и проведению совместных стратегических антинаркотических операций. В частности, в мае этого года совместно с таджикистанскими коллегами проведена операция «Канал - Южный капкан» в сочетании с масштабными учениями подразделений специального назначения антинаркотических органов государств - членов ОДКБ и, как её продолжение - организованная во взаимодействии с МВД Казахстана операция «Канал - Долина».

Хотел бы подчеркнуть широкую географию антинаркотических учений ОДКБ - это «ГРОМ-2013» с комплексным задействованием КСОР, внутренних войск, военной авиации и соответствующих спецподразделений, а также антинаркотические учения совместно с военно-морскими силами Никарагуа и России в Карибском море «Шторм-2014» и с военно-морскими силами Пакистана и России в Аравийском море «Аравийский муссон-2014».

Хотел бы особенно отметить результативность совместных операций по пресечению международного наркотрафика.

Так, в результате оперативной разработки ФСКН России преступного сообщества Михайлова, к уголовной ответственности привлечены 200 его активных участников, осужденных за реализацию более полтонны героина. В 2012 году из уголовного дела был выделен в отдельное производство материал в отношении одного из «авторитетов» - гражданина Кыргызстана Махамаджанова, отвечавшего за транзит и контрабанду в Россию афганских наркотиков. Благодаря эффективной работе наших кыргызских коллег, Махамаджанов полностью изобличен и приговорен к 15 годам лишения свободы.

Совместная работа ФСКН России и АКН Таджикистана и МВД Казахстана позволила парализовать деятельность масштабного преступного сообщества Боймуродова, Гульмамадова, Алидодова и Юсупова (он же Сулейманов), организовавших масштабные поставки афганского героина в Россию. В результате совместных операций на территории России из незаконного оборота изъято более тонны героина, а на территории Казахстана - более 200 килограммов. Гульмамадов арестован на территории Арабских Эмиратов и экстрадирован в Россию, Алидодов арестован в Таджикистане, Сулейманов и Боймуродов объявлены в международный розыск.

Совместная работа ФСКН России с МВД Беларуси позволила нейтрализовать международное преступное сообщество, в которое входили 3 гражданина Республики Беларусь и четверо россиян, которые осуществляли оптовые поставки наркотиков группы JWH в 15 регионов Российской Федерации. Поставки осуществлялись с использованием интернет-ресурсов тайниковым способом на основе оплаты через электронные кошельки.

В отношении преступников из Беларуси нами выделены материалы в отдельное уголовное дело. Пользуясь случаем, позвольте мне передать белорусским коллегам материалы уголовного дела для дальнейшего расследования.

Успешно проводится работа по подготовке кадров для антинаркотических органов государств - членов ОДКБ в образовательных учреждениях ФСКН России. В текущем году проведено обучение в общей сложности более 40 сотрудников оперативных подразделений, преподавателями образовательных учреждений ФСКН России в октябре-ноябре проведены выездные курсы по обучению сотрудников антинаркотических органов Таджикистана и Кыргызстана. В следующем году эта работа будет продолжена.

В этой связи хотел бы обратить внимание на то, что уже в этом году мы планируем вынести на утверждение Совета коллективной безопасности ОДКБ вопрос о придании Сибирскому юридическому институту ФСКН России статуса базового учебного заведения высшего и дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов и специальных служб государств-членов ОДКБ и приступить к проработке возможности открытия в г. Ош (Кыргызская Республика) Международного учебно-практического центра ФСКН России по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

ФСКН России реализует программы финансовой, материально- технической и организационной помощи Государственной службе по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики с марта 2011 года, Агентству по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан с октября 2012 года. Поставленные задачи первой фазы программы содействия ГСКН Киргизии успешно решены, и в мае 2014 года запущена вторая фаза. В настоящее время с таджикистанскими партнерами ведется работа по запуску второй фазы программы содействия АКН Таджикистана.

Одним из ключевых положений указанных программ является оснащение ГСКН Киргизии и АКН Таджикистана современными специальными техническими средствами, что позволит осуществлять более широкий спектр оперативно-технических мероприятий и, как следствие, выйти на качественно новый, более эффективный технический уровень противодействия наркоугрозе.

На основании распоряжений Правительства Российской Федерации в конце октября текущего года ФСКН России осуществлена соответствующая поставка специальных технических средств ГСКН Киргизии и АКН Таджикистана.

В этой связи позвольте вручить директору АКН Таджикистана Рустаму Назарзоде и председателю ГСКН Киргизии Алымбаю Алымбековичу Султанову сертификаты, подтверждающие поставку спецтехники в рамках действующих программ содействия.

Благодарю за внимание.