Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

22.04.2015

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на Министерской встрече БРИКС, г. Москва, 22 апреля 2015 года

 

БРИКС призван задать новую глобальную антинаркотическую повестку и представить её в следующем году на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков

 

Уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать вас на Министерской встрече БРИКС в Москве.

Хотел бы отметить, что это впервые такое масштабное наше совещание и оно предопределено решением глав государств, принятым в городе Форталезе в Бразилии для выделения в качестве приоритетной задачи объединение государств-членов БРИКС для обсуждения и решения проблемы борьбы с наркоугрозой. Хочу сказать, что этому предшествовало активное обсуждение проблемы в Дурбане (ЮАР). Иными словами мы подошли к той черте, когда необходимо объединить усилия стран-членов БРИКС в решении этой поистине масштабной и глобальной проблемы человечества. Не случайно эта проблема вынесена в 2016 году на специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН по наркотикам высокого уровня, где будут приниматься, я думаю, по истине судьбоносные решения, как человечеству решать эту проблему. Пожалуй, на этом мероприятии впервые столкнуться две противоборствующие точки зрения, две позиции. Одна позиция – это использование традиционных, классических методов решения проблемы наркомании и наркоугрозы в русле следования антинаркотическим конвенциям организации Объединенных Наций. И второй подход, который, к сожалению, набирает силу, это легализация наркотиков, которая активно продавливается отдельными участниками этой дискуссии.

Я думаю, что страны-члены БРИКС составляют серьезный сегмент глобальной экономики. Действительно, это 42 процента всего человечества, почти треть мировой экономики. И, конечно нам, главам наших государств, нашему обществу небезразлично, что будет происходить с политикой в области наркоугрозы. Потому что наркомания, наркобизнес – это серьезный сегмент финансовой системы. По некоторым оценкам, он колеблется от 500 миллиардов до почти одного триллиона долларов ежегодно, которые пополняют теневой сектор мировой финансовой системы. И разрушающе действуют и на бизнес, и на политическую стабильность, подпитывают терроризм. Иными словами, это действительно все больше заботит наши государства.

Я хотел бы еще раз обратить внимание, что очень важно, что наша встреча проходит, во-первых, в канун саммита глав государств, который состоится в июле этого года в Уфе, и в канун специальной сессии Генеральной Ассамблей ООН по наркотикам.

Я хотел бы представить вам сове видение проблемы. Думаю, что в ходе заседания каждый обрисует наркоситуацию в своей стране и нам надлежит принять итоговые документы, которые бы отразили нашу консолидированную позицию по подготовке к спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН и по организационному вопросу о создании рабочей группы стран БРИКС.

С прошлого года  государства БРИКС приступили к консолидации по такому направлению как преодоление глобальной наркоугрозы, которая сегодня выражается, прежде всего, в существовании двух планетарных центров производства наркотиков в Афганистане и Латинской Америке. Генерируемая ими наркоагрессия представляет угрозу для международной безопасности и экономического развития, способствует развитию коррупции и финансовой подпитке терроризма и экстремизма, подрывает здоровье и благосостояние наций.

Лидеры наших государств в Декларации прошедшего в прошлом году в Форталезе саммита и в соответствующем плане действий определили задачу антинаркотического сотрудничества в качестве приоритетной.

За прошедший год немало сделано к саммиту в Уфе. Надеюсь, что мы запустим полномасштабную работу Антинаркотической рабочей группы БРИКС.

По своему воздействию наркопроизводство можно сравнить, пожалуй, с оружием массового поражения, способным в кратчайшие сроки привести институты государства к развалу и деградации.

Основу наркобизнеса составляют масштабные центры наркопроизводства: Афганистан, производящий более 80 % мирового героина и Южная Америка, где осуществляет 100 % производства кокаина. К сожалению, опять стало наращиваться производство наркотиков и в т.н. Золотом Треугольнике.

Существование глобальных центров производства наркотиков и порождаемый ими наркотрафик способствуют зарождению и разрастанию национальных и региональных конфликтов, разрушают потенциал устойчивого экономического развития, угрожают здоровью и благополучию наций.

Также с ними связано формирование параллельной наркоэкономики со всеми чертами, соответствующими реальным финансово-экономическим институтам – производство продукции, рынок потребления, логистика доставки, продажа, получение прибыли. Большинство этих денежных средств (по оценкам экспертов от 500 млрд. до 1 трлн. долларов США) вливается в глобальную финансово-банковскую систему, образую там теневой сегмент.

Имеются многочисленные подтверждения тому, что вырученные от наркоторговли деньги идут на подпитку деятельности террористических организаций во многих регионах мира, таким образом, спонсируя терроризм и насилие.

В прошлом 2014 году ООН отмечен исторический максимум производства наркотиков в Афганистане. Так, под опийный мак было занято 220 тысяч га, под культивирование каннабиса - около 150 тысяч га. Трудно представить, каков объем наркотиков пойдет транзитом и осядет в странах региона, сколько «черного нала» вольется в мировую финансовую систему и какое негативное влияние это окажет на ход мирового развития.

Большинство государств Америки, Африки, Европы и Азии сталкиваются с серьезной наркотизацией населения. Так, по приблизительным оценкам ООН, количество наркопотребителей в мире за последние пять лет выросло почти на треть и составляет до 324 млн. человек. Планетарные центры кокаинового наркопроизводства в Южной Америке и особенно героинового в Афганистане демонстрируют исторические максимумы своих производственных мощностей.

Ни для кого не является секретом, что высокий уровень наркотизации общества может представлять прямую угрозу национальной безопасности государств. Так, помимо социальной и демографической деградации активной и продуктивной части населения, возможно, и уже имеются неоспоримые факты использования наркозависимости для организации т.н. «цветных революций».

В складывающихся условиях требуется сконцентрировать усилия  на защите наших государств и регионов от угроз, порождаемых незаконным оборотом наркотиков. Антинаркотическая рабочая группа БРИКС, по нашему мнению, может послужить эффективным инструментом практического взаимодействия компетентных органов наших государств. Более того, эта группа позволит консолидировать наши позиции по наркопроблематике на спецсессии Генассамблеи ООН в следующем году.

Вероятно, для наиболее эффективного сотрудничества нам следует предложить главам наших государств принять в 2016 году Антинаркотическую стратегию БРИКС на десять лет 2016-2026 годы, для чего начать соответствующую разработку на рабочей группе БРИКС по наркотикам в ноябре 2015 года в России. Надеюсь, вы поддержите это предложением.

Перспективными с точки зрения организации совместной работы государств БРИКС представляются совместные действия, нацеленные на ликвидацию инфраструктуры наркопроизводства как героина в Афганистане, так и кокаина в Южной Америке. При этом требуется разработка и реализация масштабных программ альтернативного развития этих наркопроизводящих регионов.

При этом под комплексным альтернативным развитием нельзя понимать единичные, по сути камерные, проекты по раздаче афганским крестьянам семян сельскохозяйственных культур. Требуется восстановить инфраструктуру полного сельскохозяйственного цикла – от обработки земли до переработки и сбыта продукции. Данные подходы отражены в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций в области альтернативного развития.

До настоящего времени, к примеру, в качестве проектов альтернативного развития в Афганистане преимущественно преподносились кредитование покупки семян легальных сельскохозяйственных культур и удобрений, либо их бесплатная раздача крестьянам. Естественно, это не может служить целям ликвидации наркопроизводства. Результативное отвлечение людей от выращивания опийного мака требует инфраструктурных преобразований в государствах, производящих наркотики.

Как показывают экономические расчёты, концентрация усилий мирового сообщества на ликвидации инфраструктуры наркопроизводства путём альтернативного развития потребует значительно меньших затрат, чем выделяется на борьбу с наркотрафиком, а в конечной счёте приведёт к снижению степени наркоугрозы.

В этой связи представляется целесообразным обратиться к министрам финансов БРИКС и главам государств БРИКС ориентировать часть средств Нового Банка развития на реализацию программ альтернативного развития в странах производства наркотиков в рамках, может быть, специализированного фона, которым бы управляли представители наших государств. Это позволило бы внести существенный вклад в геоэкономику и задать новый статус БРИКС как глобальной организации.

Помимо необходимости финансировать программы альтернативного развития данный инвестиционный пул мог бы оказаться и серьёзным инструментом по стабилизации мировой финансовой системы и её дистанцирования от монополии американского доллара, который сегодня, к сожалению, всё более ассоциируется с наркодолларами, имея в виду тесную связь глобальных финансовых потоков с наркоденьгами, постоянно инжектируемыми в легальную банковскую сеть в целях покрытия критического дефицита ликвидности, что и дестабилизирует мировую финансовую систему.

Напомню, что проблема нового стабильного и справедливого мирового финансового порядка была одной из ключевых в прошлом году на саммите в Форталезе и, думаю, станет главной на предстоящем в июле саммите в Уфе.

Набирает силу и популярность тенденция либерализации международного режима контроля за незаконным оборотом наркотиков.

Сторонники данного подхода пытаются представить факты таким образом, что запретительная политика мирового сообщества по отношению к наркотикам якобы и привела к формированию наркопреступности. Нашу озабоченность вызывает нарастающая популярность идеи либерализации наркотиков и конечно нам необходимо противопоставить нашу политическую волю и нашу аргументированную позицию.

России неуклонно выступает за усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков в рамках, установленных антинаркотическими конвенциями ООН. При этом акценты ставятся не только на обеспечении безболезненного существования наркозависимых, а на праве людей в обществе жить в свободном от наркотиков окружении. Наилучшим способом достижения данной цели является прежде ликвидация наркопроизводства или, по крайней мере, сокращение уровня производства наркотиков.

Специальная сессия Генассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков в 2016 году, вероятно, станет местом горячей дискуссии. Мне представляется крайне важным консолидировать позицию наших государств, объединенных БРИКС.

Все государства БРИКС являются последовательными сторонниками именно традиционных методов контроля над наркотиками, и поэтому я призываю выступить от имени БРИКС с единых позиций.

Соответственно, государства БРИКС могли бы в партнёрстве с государствами-членами ШОС внести уникальный совместный вклад в сохранение международной правовой антинаркотической системы.

Коллеги, предлагаю от имени БРИКС выступить на предстоящей спецсессии с единой позицией в поддержку инициативы ликвидации наркопроизводства, альтернативного развития наркопроизводящих государств и укрепления традиционного режима контроля за наркотиками.

Коллеги, в заключение хотел бы подчеркнуть, что проблема борьбы с наркотиками в последние годы выходит на первый план и, уверен, именно от государств БРИКС зависит, сумеем ли мы задать эту проблему в качестве новой глобальной повестки. А востребованность в решении этой проблемы нарастает с каждым годом.

Спасибо за внимание.