Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

23.04.2015

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на открытии второй Московской антинаркотической министерской конференции, г. Москва, Конгресс-центр «Центра международной торговли», 23 апреля 2015 года

 

Борьба с наркотиками – новая глобальная повестка

 

Уважаемые коллеги!

Российская Федерация считает, что на Спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков осенью следующего года необходимо выдвинуть консолидированные предложения, которые бы конституировали на высшем уровне принципиально новую глобальную повестку борьбы с наркотиками.

Считаю необходимым, коллеги, на базе Московской антинаркотической министерской конференции и в тесном взаимодействии с ООН, Африканским Союзом, БРИКС, ШОС, ЦАИС, ОДКБ, ОБСЕ и другими организациями создать рабочую группу по подготовке к Спецсессии Генассамблеи ООН. Задача группы –предложить на Спецсессию для рассмотрения в качестве новой глобальной повестки систему мер по эффективной борьбе с наркотиками, возможно, в форме новой Антинаркотической Конвенции, которая призвана стать единой платформой в новой достаточно критической ситуации.

Российская Федерация выходит со следующими десятью предложениями для вынесения на Специальную сессию:

Первое. Необходимо поднять статус наркопроблемы и поставить ее в один ряд по своим масштабам и последствиям с проблемами терроризма, пиратства и ядерного нераспространения. Наркотики – это не просто новая глобальная угроза, а трагический фактор гибели свыше 300 тыс. человек ежегодно, и проблема с каждым годом лишь усиливается. При этом внимание этой проблеме уделяется непропорционально мало по сравнению с другими глобальными угрозами для человечества.

Мы полностью поддерживаем оценку чрезвычайно сложного характера современной наркопреступности, когда ежегодный наркооборот приносит 320  и более млрд  долларов, которые выступают финансово-организационной базой терроризма, пиратства, насилия и подрывают развития.

Второе. Необходимо зафиксировать, что мировую наркоситуацию определяет, создает и поддерживает функционирование двух масштабных планетарных центров наркопроизводства, в которых производство героина и кокаина приобрело поистине индустриальный характер и превратилось в системообразующий фактор формирования транснациональной организованной преступности.

Более того, эти центры сформировали трансконтинентальные коридоры перемещения дорогостоящих наркотиков в обоих полушариях.

Третье. Следует тесно увязать вопрос ликвидациипланетарных центров наркопроизводства (ПЦН) с оздоровлением глобальной финансовой системы и переходом к справедливому финансовому порядку в мире.

Это крайне необходимо, так как конгломератом преступных наркогруппировок в теневом секторе мировой банковской системы сформирована мощная система денежных трансакций объёмом почти в триллион долларов.

Четвертое. В нашей единой консолидированной платформе целесообразно воспроизвести роль ПЦН в разрушении социально-политической системы общества.

Это вполне очевидно, поскольку данные центры образуют выраженные транзитные коридоры, деформирующие политический ландшафт в странах транзита, оставляют за собой разрушающий турбулентный след и умножают социальную базу насилия путём вооружённого противостояния с легитимной властью в экстремистких формах.

Пятое. В нашей платформе необходимо отметить, что само длительное существование таких планетарных центров обеспечивается мощным воздействием извне глобальных внешних сил – транснациональной организованной преступности и теневого банковского сектора.

Это определяется следующими факторами:

А. Несоразмерное применение иностранной военной силы в условиях тотального гражданского противостояния, особенно в пользу одной из сторон конфликта, как, например, в Афганистане.

Б. В свою очередь, концентрация иностранной военной силы и боевых действий в стране-производителе наркотиков в условиях конфликта и наводнённости оружием, обеспечило интенсивный процесс дезертирства из местной армии и полиции как процесса перекачки вооруженных людей из правительственных в неправительственные формирования, обеспечивающие наркопроизводство и милитаризованный наркотранзит.

Так, в Афганистане, это 30 процентов от личного состава армии и полиции, то есть, от 50 до 90 тысяч человек ежегодно вливается в криминальный промысел.

В. Целевое стимулирование монокультуры наркотиков через щедрое кредитование теневым банковским сектором, с одной стороны, а с другой стороны, гарантированный сбыт готовой продукции местной наркомафии.

Г. Наличие долговременных, системных проблем экономического развития, породивших очевидный дефицит финансово-экономического суверенитета, и отсутствие реальных шансов восстановления суверенитета в условиях жесткого противостояния транснациональой наркомафии с ее колоссальными финансовыми возможностями в лице могущественного теневого сектора мировой банковской системы.

Д. Устойчивый сбыт конечной продукции на отдаленных рынках, который обусловлен сложившимися транспортными коридорами и армией наркопотребителей, особенно, в экономически развитых странах. 

Е. Сложившаяся криминальная логистика международной транспортировки дорогостоящей продукции, базирующейся на боевых формированиях наркотрафикеров, военной силой протаскивающих товар через полицейские кордоны. Именно это и порождает образование насилия, в том числе, в экстремистских формах во всех странах транзита.

Кстати, на этот феномен обратил внимание Генеральный секретарь ООН г-н Пан Ги Мун в своем послании нашей Конференции, отмечая по сути генетическую взаимосвязь наркотранзита с терроризмом и пиратством.

Ж. Стремлением к извлечению сверхприбылей теневым сегментом мировой банковской системы.

К слову, именно это мотивирует теневых бенефициаров- финансистов на всестороннюю поддержку легализации той же марихуаны.

Таким образом, данные 2 ПЦН представляют собой, по сути, гигантские производственные лаборатории, принадлежащие транснациональной наркомафии, которая всемерно опекает эти центры, защищая от рисков ликвидации.

В терминологии бизнеса, перед нами криминальное акционерное общество с двумя учредителями: транснациональной наркомафией и теневым сектором глобальной банковской системы. Именно это акционерное общество управляет функционированием двух масштабных наркофабрик в Восточном и Западном полушариях.

Пятое. Приходится, к сожалению, констатировать, что международное сообщество требует новой консолидации на действенную борьбу с наркотиками.

Показательно, что предыдущие решения международного сообщества по проблеме наркотиков, принятые в 1998 году на 20-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеей ООН, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков (резолюция A/RES/S-20/2), за прошедшие 17 лет оказались не выполненными.

Более того, с тех пор, объемы производства опиума и кокаина выросли в 2 раза, наркопотребление и наркопреступность приобрели глобальные масштабы, преобразовавшись из феномена регионального уровня в один из главных видов криминальной и антисоциальной активности на планете.

К сожалению, в результате недостаточного внимания мирового сообщества ситуация с наркопроизводством в Афганистане стремительно ухудшается.

Так, посевы опиумного мака в Афганистане в 2014 году в очередной раз стали рекордными за всю историю страны, достигнув      224 тыс. гектар, и все ведущие мировые эксперты единодушны во мнении, что при сохранении нынешней инерционной позиции мирового сообщества, рост наркопроизводства в этой стране продолжится и в последующие годы.

Наркопроизводство в Южной Америке также порождает глобальный наркотранзит, заливающий Северную и Центральную  Америку, Африку и Европу кокаином.

Поэтому Российская Федерация выходит с предложением сосредоточить усилия всех государств ООН на ликвидации двух планетарных центров наркопроизводства в качестве ключевой в повестке дня в области устойчивого развития после 2015 года, в том числе в Целях развития тысячелетия.

Также давно назрело создание международного штаба и специализированного фонда по борьбе с планетарным центром наркопроизводства в Афганистане.

Шестое. В рамках единой платформы представляется целесообразным сформировать Глобальный Альянс альтернативного развития и разработать Международный план альтернативного развития, направленный на искоренение или существенное сокращение к 2025 году незаконного культивирования наркосодержащих растений, поскольку именно реализация программ альтернативного развития является наиболее перспективной мерой по ликвидации планетарных центров наркопроизводства.

Седьмое. Ппредлагаем принять систему мер по активизации усилий по борьбе с новыми психоактивными веществами.

Необходимо ввести систему раннего предупреждения появления и оборота дизайнерских наркотиков или спайсов, а также международный оперативный штаб по немедленному занесению новых веществ в списки наркотиков при УНП ООН.

К слову, в России с февраля текущего года действует специальный президентский закон о наделении нашей Службы полномочиями вносить новые синтетические наркотики  в реестр наркотиков и запрещать их к обороту сроком на три года.

Восьмое. Предлагаем принять на Спецсессии реабилитационную хартию ООН и разработать глобальную сеть реабилитационных центров при ООН и другие меры по кардинальному снижению спроса на наркотики через пропаганду и разработку программ реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Девятое. Необходимы жесткие положения по сохранению и укреплению действующей международной системы контроля за наркотиками и недопущение легализации немедицинского потребления наркотических веществ.

Десятое. В нашей консолидированной платформе должен быть заложен действенный инструментарий реализации новой глобальной антинаркотической повестки и прямая реализации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года.

Для этого предлагаю разработать единый формат борьбы с транснациональной организованной преступностью в виде планирования и проведения международных стратегических антинаркотических операций.

В рамках нового формата считаю целесообразным на национальном уровне максимальную функционализацию силовых структур и выделение специализированного органа по борьбе с наркотиками.

Как показывает опыт нашей Службы, ФСКН России, это позволяет осуществить максимальную концентрацию усилий государства и общества на ликвидации крупной организованной преступности и подрыву её международной инфраструктуры.

Вышеизложенные 10 пунктов могли бы после совместной проработки на специальной рабочей группе и в рамках рабочих групп ШОС и БРИКС и других интеграционных объединений стать единой министерской платформой для Спецсессии Генассамблеи ООН                          в 2016 году.

Коллеги, формирование принципиально новой глобальной повестки борьбы с наркотиками требует усиления международной кооперации и сотрудничества современных антинаркотических служб.

Хочу представить некоторые направления и масштаб международной деятельности ФСКН России.

Мы имеем официальных представителей в Южной и Северной Америках, в Европе и странах Центральной и Юго-Восточной Азии.

Хочу подчеркнуть особую озабоченность наркоситуацией в Западной Африке и Сахеле. Полностью поддерживаем тезис Генерального Секретаря ООН г-на Пан Ги Муна в послании нашей Конференции о том, что «и в Западной Африке, и в Сахеле преступные группы, причастные к незаконному обороту наркотиков и пиратству в Гвинейском заливе, смыкаются с террористами, которых привлекают огромные незаконные доходы». Мы видим, что наркопроизводство серьезно влияет на изменение политического ландшафта, в том числе и на Африканском континенте.

Анализ показывает, что именно в этом регионе сливаются два мощных наркопотока – героин из Афганистана и кокаин из Южной Америки.

Коллеги, фундаментальной общей задачей является организация целенаправленной подготовки наркополицейских.

Россия за последние пять лет развернула сеть центров по подготовке наркополицейских в регионах Центральной Азии и Латинской Америки.

В настоящее время нашей Службой осуществляется подготовка наркополицейских из 30 стран мира. Только для Афганистана нами обучены 3 тысячи офицеров.

Коллеги, важнейшим направлением нашей деятельности является работа, направленная на сокращение спроса на наркотики через стимулирование программ, нацеленных на реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей.

При этом огромное значение имеет более широкое внедрение  правового института наркопотребителей через использование уголовного и административного законодательства для юридического закрепления процедур направления на комплексную реабилитацию.

При этом обеспечивается весомая разгрузка пенитенциарной системы и существенная экономия бюджетных средств, позволяющая сосредоточить больше усилий именно на борьбе с организованной наркопреступностью.

Коллеги, надеюсь на Вашу поддержку российских предложений по глобальной антинаркотической повестке и жду активного участия в формировании и проведении предлагаемой нами реформы.

Спасибо за внимание.