Главная страница   Общественные связи и СМИ   Пресс-служба   Новости

версия для печати Выступления

26.05.2015

 

Выступление председателя Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), директора ФСКН России Виктора Иванова на шестнадцатом заседании Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Душанбе, 26 мая 2015 года

 

О задачах ОДКБ по антинаркотическому направлению в связи с ситуацией с афганским наркопроизводством и необходимостью представить консолидированную платформу ОДКБ на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков

 

Уважаемые коллеги!

 

Хотелось бы начать с краткого подведения итогов нашего взаимодействия в формате Координационного совета за прошедшие 10 лет со дня его образования и коротко обозначить  основные знаковые мероприятия.

 

В рамках подведения итогов проведено 15 заседаний Координационного совета, 22 этапа антинаркотической операции «Канал».

 

Из незаконного оборота за короткие периоды операций изъято более 108 тонн различных видов наркотиков. Проведено 2 этапа оперативно-тактических учений подразделений специального назначения антинаркотических ведомств и служб, выделенных в состав КСОР ОДКБ под условным наименованием «ГРОМ» – в России и Киргизии. С учетом создаваемого под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности Центра антинаркотических операций проведены антинаркотические операции «Канал-Южный капкан», «Канал-Патруль», «Канал-Кавказ» и «Канал-Долина» с участием подразделений специального назначения антинаркотических ведомств и служб стран ОДКБ.

 

Работа спецподразделений смешанных групп позволила отработать практическое взаимодействие и элементы оперативно-боевой слаженности в условиях горной местности, проведение поисковых и засадных мероприятий по перекрытию возможных контрабандных поставок партий наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, поиск возможных схронов контрабандистов, выставление смешанных постов на пунктах пропуска автотранспорта, а также организацию связи.

 

Считаю необходимым активно продолжить работу в этом направлении по обеспечению полноценного функционирования Центра антинаркотических операций ОДКБ.

 

В 2007 году нашим решением создан Объединенный банк данных КСОПН государств-членов ОДКБ по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также их противодействия их незаконному обороту.

 

С 1 декабря 2009 года банк введен в постоянную эксплуатацию.

 

Этот межгосударственный информационный ресурс, который представляет собой специализированную автоматизированную структурированную систему данных и содержит на настоящий момент более 8 тысяч информационных карт, что позволяет нам аккумулировать и анализировать сведения об активных участниках наркотрафика через территорию государств-членов ОДКБ с целью ликвидации каналов контрабандных поставок наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и для пресечения деятельности преступных групп.

 

Информационный обмен, ведение и доступ к информации, накапливаемой в банке данных, осуществляется на основе законодательства и нормативных правовых документов компетентных органов государств – членов ОДКБ.

 

В настоящее время проводится работа по подключению компетентных органов государств-членов ОДКБ к банку данных посредством защищенных каналов связи для обеспечения обмена информацией в режиме реального времени.

 

Уже проведены пробные тестирования оборудования между Россией, Белоруссией и Киргизией.

 

Подписаны Меморандумы с:

 

Комитетом глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников Содружества Независимых Государств;

Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в рамках которого прописан организационно-управленческий механизм участия подразделений финансовых разведок государств - членов ЕАГ в Региональной антинаркотической операции «Канал»;

Советом командующих Пограничными войсками государств – участников СНГ.

 

Принято решение признать целесообразным участие Штаба по борьбе с наркотиками Исламской Республики Иран, Министерства общественной безопасности Китайской Народной Республики и Министерства юстиции и внутренних дел Монголии в Региональной антинаркотической операции «Канал» на постоянной основе.

 

В 2011 году в Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею ООН внесено Заявление глав-государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана.

 

На пятнадцатом заседании нашего Координационного совета, которое состоялось 26 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге, членами КСОПН и участвовавшими в заседании руководителями комитетов (комиссий) по вопросам обороны и безопасности парламентов государств-членов ОДКБ при совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ единогласно было принято Совместное обращение к парламентам государств – членов ОДКБ и министрам иностранных дел государств – членов ОДКБ с призывом о содействии:

 

продвижению на международной арене вопроса о выделении проблемы ликвидации планетарных центров наркопроизводства в отдельный приоритетный вопрос для всего мирового сообщества,

реализации под эгидой Парламентской Ассамблеи ОДКБ мер по унификации и гармонизации законодательства государств – членов ОДКБ в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также в сфере профилактики потребления и снижения спроса на наркотические средства и психотропные вещества.

 

В этой связи нами проведена совместная работа по разработке проекта Рекомендаций по совершенствованию и гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего отношения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, который был рассмотрен на заседании Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности в апреле сего года.

 

В рамках деятельности рабочей группы КСОПН государств-членов ОДКБ по сотрудничеству в области подготовки кадров, в соответствии с планами основных мероприятий в период 2007-2014 годов на базе  образовательных учреждений ФСКН России и силами инструкторов в ходе выездных курсов обучено более 350 сотрудников  оперативных и следственных подразделений компетентных органов.

 

Продолжена работа также в рамках относительно недавно созданной (в 2012 году) рабочей группы КСОПН  по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики. В настоящее время прорабатывается вопрос организации и проведения учредительного съезда Молодежного совета при КСОПН государств-членов ОДКБ. Инициатива создания Молодежного совета в структуре ОДКБ в целом поддержана Генеральным секретарем ОДКБ Н.Н. Бордюжей.

 

Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 23 декабря 2014 года Сибирскому юридическому институту ФСКН России придан статус базового учебного заведения высшего и дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов и служб по контролю за оборотом наркотиков государств – членов ОДКБ, а также утверждена Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ на 2015-2020 годы.

 

Полагаю, что нельзя останавливаться на достигнутых успехах и спокойно почивать на лаврах, мы должны продолжить совершенствование нашей работы. Прежде всего, по сближению позиций в рамках таких международных организаций как ШОС и БРИКС, что потребует совместных усилий в борьбе с мировой наркоугрозой. Необходимо использовать все имеющиеся площадки для продвижения наших инициатив, привлекая международные организации в качестве союзников.

 

Представляется целесообразным продолжить практику проведения совместных операций по пресечению незаконных наркопоставок и привлечению к ответственности причастных к ним преступных организаций.

 

Недавно подведены итоги проведенной специальной операции «Канал-Патруль» по решению практических задач по стабилизации наркоситуации в Центрально-Азиатском регионе, в первую очередь, в Киргизской Республике, пресечения деятельности транснациональных наркогруппировок, использующих территорию Республики Таджикистан для контрабанды афганских наркотиков на территорию государств – членов ОДКБ, в том числе стран – участниц Таможенного союза, а также для осуществления комплексных мероприятий по выявлению и пресечению деятельности подпольных лабораторий по незаконному изготовлению наркотиков, противодействия легализации наркодоходов, изъятия из незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

 

Ключевым фактором воздействия на наркоситуацию в наших государствах остается проходящий по территории страны «северный маршрут» транзита афганских наркотиков, снабжающий важнейшие наркорынки Центральной Азии и России.

 

При этом важно отметить, что масштабное производство наркотиков в Афганистане и их последующее перераспределение через государства-транзитеры к конечным потребителям не только не сокращается, но и имеет тенденцию к росту.

 

В целом, в период с 2001 по 2014 гг. посевные площади опийного мака в Афганистане выросли более чем в 28 раз с 8 до 224 тыс. га. Особо следует отметить, что непрерывный рост площадей посевов опия в Афганистане наблюдается уже 5-й год подряд, причем последние два года происходит обновление рекордных значений данного показателя.

 

Следствием колоссального роста масштабов культивирования опия стало еще большее увеличение с 2001 по 2014 годы объемов его производства: рост практически в 35 раз - со 185 до 6400 тонн.

 

Одновременно увеличивается урожайность опийного мака. Так, в 2014 году рост урожайности опиума составил 20 % по сравнению с 2013 годом (2013 год – 23,6 кг с га, 2014 год – 28,7 кг).

 

По «северному маршруту» наркотики с территории Афганистана попадают в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркмению – в грузах экспортируемой легальной продукции или в результате нелегального перехода государственной границы наркокурьерами.

 

В Центральной Азии контрабандисты имеют хороший доступ к хорошо развитой сети автомобильных и железнодорожных путей сообщения, по которым героин перебрасывается преимущественно по территории Таджикистана, Киргизии, через Казахстан к крупным городам в юго-западной части России и западной Сибири.

 

Контрабанда наркотиков по «северному маршруту» осуществляется всеми видами транспорта: примерно 70% - автомобильным, около 20% - железнодорожным и только 10 % - авиационным (в связи с повышенными мерами контроля в аэропортах, особенно на международных направлениях). Методы сокрытия наркотиков остаются традиционными – среди товаров, в личных вещах, а также в технологических полостях транспортных средств и специально оборудованных тайниках.

 

Основным направлением поступления опиатов в Казахстан является киргизское. Через г. Ош наркотики перенаправляются в северную Таласскую область, далее в Казахстан по небольшой дороге, ведущей в г. Тараз Жамбыльской области. Кроме этого, наркотики перевозят через г. Бишкек по основным дорогам страны, где есть возможность смешаться с огромными торговыми потоками, идущими на Кавказ и далее в Россию.

 

Другой активный канал поступления наркотиков в Казахстан совпадает с транспортными коридорами, идущими из Узбекистана. Железнодорожные и автомобильные магистрали проходят через суверенный регион Узбекистана – Республику Каракалпакстан – по направлению к границам западной Мангистауской области в Казахстане. Предполагается, что в настоящее время через этот маршрут проходят крупные поставки героина разовыми партиями не менее 20-30 кг.

 

Кроме этого, наряду с увеличением наркопроизводства в Афганистане, существует ряд факторов, способствующих активизации «северного маршрута».

 

Так, по прогнозам специалистов, вывод из Афганистана сил МССБ будет только усугублять ситуацию, поскольку афганские правоохранительные органы, в большинстве своем слабообученные и плохооснащенные, не смогут эффективно противостоять сложившейся за годы присутствия в стране Международных сил содействия безопасности наркоинфраструктуре.

 

Имеются сведения о причастности террористической организации «Исламское государство» к незаконному обороту наркотиков в Афганистане. Более того, именно наркотрафик является ресурсной базой обеспечения ее деятельности. В этой связи логично предположить, что активизация деятельности указанного незаконного вооруженного формирования приведет к росту масштаба контрабандных перевозок наркотиков по «северному маршруту».

 

Обращают на себя внимание попытки США активно использовать обеспокоенность стран Центрально-Азиатского региона растущей афганской наркоугрозой для расширения и укрепления своих позиций в регионе.

 

Дополнительную угрозу несут поставки афганских опиатов по «северному маршруту» с созданием в 2011 году Таможенного союза, а также вступлением в силу с 1 января 2015 года договора о создании на его базе Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

 

С созданием Таможенного союза значительная часть продукции из стран Центрально-Азиатского региона поступает на территорию России уже в качестве товаров, выпущенных в свободное обращение, и соответственно, не подлежащих таможенному контролю в Российской Федерации. Этим активно пользуются среднеазиатские наркокартели, подменяя документы о месте происхождения товара.

 

В этой связи наряду с единым экономическим блоком всему ЕАЭС, а не каждому из союзных государств в отдельности, необходима единая и адекватная современным угрозам правоохранительная составляющая.

 

В качестве примера изъятий правоохранительными органами Казахстана наркотиков, предназначенных для российского рынка, можно привести следующее.

 

В марте 2015 сотрудниками правоохранительных органов Казахстана совместно с сотрудниками МВД Киргизской Республики в ходе оперативно-розыскных мероприятий на автотрассе Кордай-Шу изъято 15,2 кг героина, который контрабандным путем перевозился  из Киргизии через Казахстан в Санкт-Петербург.

 

В настоящее время на российско-казахстанском участке границы осуществляется только пограничный контроль (действует 50 пунктов попуска, в том числе 31 автомобильный, 18 железнодорожных и 1 водный). При этом у пограничных органов отсутствуют современные технические средства контроля и выявления наркотических средств, которые ранее имели таможенные органы. Полагаем, что это дает преступным группировкам возможности расширения масштабов трафика наркотиков по «северному маршруту».

 

Кроме того, одним из основных факторов, способствующим поступлению на территорию Российской Федерации наркотиков афганского происхождения по «северному маршруту», продолжает оставаться неконтролируемый поток незаконной миграции.

 

Таким образом, учитывая приведенные факты, можно предположить, что без должного повышения эффективности работы правоохранительных органов, направленной на пресечение контрабанды наркотиков, без организации тесного взаимодействия с правоохранительными органами центрально-азиатских государств и Афганистана, территория постсоветских государств имеет перспективу превратиться в более крупный транзитный узел для наркопоставок на территорию Российской Федерации.

 

В этой связи необходимо активно продолжить работу по практическому становлению Центра антинаркотических операций ОДКБ. Фактически мы приступили к систематическому стратегическому планированию и осуществлению антинаркотических мероприятий по всем направлениям деятельности наших компетентных органов, в том числе и оперативно-тактических учений, важность которых показали учения «Гром-2013» в Киргизии, и локальных антинаркотических операций, результативность которых продемонстрировала операция «Канал-Кавказ» в Армении, «Канал-Южный капкан» в Таджикистане, «Канал-Долина» в Казахстане, «Канал-Патруль» в Киргизии.

 

Коллеги, считаю целесообразным, учитывая новые особенности функционирования глобальных наркосетей, серьезно пересмотреть наши подходы к борьбе с наркотиками и вынести на все ближайшие мероприятия саммиты ОДКБ, ШОС и БРИКС (8-10 июля т.г.) и, в конечном счёте, на спецсессию Генассамблеи ООН предложения ОДКБ по новому подходу к борьбе с наркотиками.

 

Прежде всего, поскольку первоисточник героиновых наркосетей и глобальных наркопотоков героина внутри Афганистана, то предлагается в дополнение к нашей традиционной и крайне эффективной Региональной антинаркотической операции «Канал» добавить новую мега-операцию «Центр» («Первоисточник»), к которой в максимальной степени привлечь наших партнёров из Афганистана и Ирана, используя в том числе формат Центрально-Азиатского антинаркотического квинтета.

 

В основу «Центра» должна быть положена Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года, в рамках которой основной удар мы должны направить на подрыв инфраструктуры крупной организованной наркопреступности.

 

Здесь необходимо отработать единый формат борьбы с транснациональной организованной преступностью, тем более, что на сегодня у нас имеется серьёзный положительный опыт проведения подобных операций.

 

Коллеги!

 

Спецсессия Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков, которую планируется провести осенью следующего года, вне всяких сомнений, станет чрезвычайно важным глобальным событием и на долгие годы определит мировую антинаркотическую политику.

 

Очевидно, уже сегодня необходимо готовить на Спецсессию  консолидированные предложения от лица ОДКБ. Это не только укрепит авторитет ОДКБ на мировой арене, но и позволит на самом высшем уровне сформулировать новую глобальную повестку борьбы с наркотиками в интересах государств ОДКБ.

 

В рамках подготовки к Спецсессии в сентябре текущего года на саммите ОДКБ принять заявление государств-членов ОДКБ, включающее постановку на Спецсессии Генассамблеи ООН в качестве приоритетной цели для международного сообщества задачу ликвидации афганского наркопроизводства, предусматривающее следующие положения:

 

- консолидировано заявить в качестве приоритетной задачи ликвидацию наркопроизводства в Афганистане;

- предусмотреть создание международного штаба и специализированного фонда по борьбе с планетарным центром наркопроизводства в Афганистане;

- открыть дискуссию в Совете Безопасности ООН по вопросу ликвидации планетарных центров наркопроизводства как угрожающих глобальной безопасности, а также включить стратегическую задачу по ликвидации планетарных центров наркопроизводства в качестве одной из ключевых в повестку дня в области устойчивого развития после 2015 года, в том числе в Цели развития тысячелетия;

- принять меры по недопущению легализации немедицинского потребления наркотических веществ и сохранению и укреплению действующей международной системы контроля за наркотиками;

- признать альтернативное развитие наркопроизводящих стран в качестве основного механизма ликвидации масштабного наркопроизводства;

- активизировать усилия по борьбе с новыми психоактивными веществами;

- обеспечить снижение спроса на наркотики через профилактику и разработку программ реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

 

Предлагаю подробно обсудить наши предложения.

 

Благодарю за внимание.