Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

23.07.2015

 

Выступление директора ФСКН России Виктора Иванова на международной конференции «Московско-Африканский антинаркотический диалог», г. Банжул, Республика Гамбия, отель  «Кайраба», 23 июля 2015 года

 

Вклад России и африканских государств в разработку новой глобальной антинаркотической политики для представления на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков

 

Уважаемый Президент Гамбии господин Яйе Джамме!

Уважаемый представитель Комиссара Африканского Союза по вопросам мира и безопасности господин Овьеду Пекинью!

Уважаемые коллеги!

 

Человек должен видеть вещи, как они есть, а не так, как он их хочет видеть.

Альберт Эйнштейн

 

Вступление

Выражаю признательность Президенту Гамбии, господину Яйе Джамме, за теплый прием.

Приветствую участников международной конференции «Московско-Африканский антинаркотический диалог»!

Уважаемые участники конференции!

По итогам нашей работы представляется важным сформулировать и принять Декларацию о целях и принципах глобальной антинаркотической политики для представления консолидированной позиции на предстоящей в апреле следующего года Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В мире резко растёт осознание, что наркотики – это не просто трагический фактор гибели сотен тысяч человек ежегодно, а нарастающая глобальная угроза и одна из главных мировых проблем нашего времени.

Для России и африканских государств, которые подвергаются агрессивному воздействию наркотиков, абсолютная приоритетность этой угрозы очевидна.

Наркотранзит фактор дестабилизации Африки

Африканский континент превращён в глобальный транзитный наркомост для двух мега-наркопотоков, наркотрафиков – героинового из Афганистана и кокаинового из Латинской Америки.

Это определяется тем фактом, что за минувшие десять лет градиент кокаинового трафика кардинально сместился с североамериканского направления на европейское через Западную Африку, кроме того дополнительно добавился и набрал силу афганский героиновый поток в Европу через регион Африканского рога и восточное побережье Африки.

Атрибутом и обязательной составляющей этих транзитных наркопотоков является генерация насилия в различных его формах, эскалация деструктивных явлений и уродливая деформация социально-политического ландшафта в государствах транзита.

Поэтому многократный рост интенсивности кокаинового и героинового наркотранзита в сторону Африки с неизбежностью породил беспорядки и политическую нестабильность в ряде африканских стран.

Последние пять лет наркотрафики дестабилизируют также арабские государства Северной Африки.

Аденский и Гвинейский заливы стали символами глобальной нестабильности и ареной господства пиратов, являющихся, к слову, ключевыми участниками наркотрафика. Фундаментальной базой пиратства в этих заливах является транзитное перемещение значительных объемов дорогостоящих наркотиков.

Центральная функция наркоторговли при этом очевидна. Наркотики формируют своего рода аналог золотовалютных резервов для квазигосударственных группировок, что неудивительно, учитывая равенство стоимости килограмма золота и того же кокаина или героина.

Доходы от наркооборота, составляющие 500 миллиардов долларов ежегодно, выступают как финансово-организационная база, порождающая целый ряд новых влиятельных субъектов, неизбежно вступающих в конкуренцию с государством и трансформирующих социально-политическую обстановку по своим лекалам.

Именно эти субъекты, опираясь на колоссальные финансовые возможности наркотранзита, вовлекают в свою деятельность и структурируют значительные людские ресурсы, идентифицирующие свою общность путем идеологизации своего существования, обретая тем самым черты квазигосударственных образований. Примерами такой эволюции являются Боко Харам, ИГИЛ и ряд других.

Подобные образования с неизбежностью способствуют ослаблению и распаду суверенных государств и выступают заказчиками терактов, пиратства, торговли оружием и людьми. Эта криминальная гиперактивность в совокупности формирует параллельную власть и нелегальную экономику, которая подчас превышает возможности национальных государств.

В этом контексте реализация многочисленных донорских программ поддержки социально-экономического развития, борьбы с терроризмом и наркотрафиком не дает необходимого эффекта. Одними полицейскими мерами эту проблему тоже не решить. Именно это имел ввиду Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, акцентируя необходимость включения борьбы с транснациональной организованной наркопреступностью именно в контексты безопасности и развития в формируемые международные программы в целях обеспечения согласованных и междисциплинарных мер реагирования.

К сожалению, отдельные крупные государства мира в этой ситуации действуют стереотипно, по шаблону, принудительно навязывая очередные этапы «борьбы с террором» без учета определяющего значения в этой ситуации интенсивного наркотранзита, фактически и являющегося истоком или первопричиной дестабилизации и террористических акций.

Показательно, например, что при всей успешности миротворческих усилий в Мали, при ведущей роли Франции, в целом данная миссия не смогла существенным образом изменить тенденции роста наркотрафика в регионе.

Представляется, что и предполагаемые программы использования дронов с аэродромов базирования в Северной Африке не будут способствовать стабилизации ситуации в регионе. Напрашивается пример с применением тех же дронов по территориям афгано-пакистанской границы, что вопреки декларируемым целям наоборот привело к росту наркотрафика и напряженности в регионе.

Местные наркобароны – организаторы наркотранзита – являются главными заказчиками и ключевыми спонсорами насилия в условиях кровавой борьбы с конкурентами и жесткого вооруженного противостояния с властью, подрывая тем самым стабильность и развитие в регионах транзита наркотиков.

По сути, именно непрекращающийся транзит наркотиков стал сегодня в мире главным фактором подрыва локальной, региональной и глобальной безопасности.

Ликвидация планетарных центров наркопроизводства Первый вектор новой глобальной антинаркотической политики

Что же является главной причиной сложившейся за последние пятнадцать лет ситуации, явно препятствующей достижению Целей развития тысячелетия в Африке?

Как видно на слайде, очевидной первопричиной критической наркоситуации в Африке, да и в мире в целом, являются два феномена – два планетарных по масштабу центра производства героина и кокаина, которые приобрели поистине индустриальный характер и обеспечивают перманентную генерацию всего спектра угроз. При этом порожденные ими транзитные наркопроводы уже давно превратились в инструмент политической дестабилизации ситуации в обоих полушариях.

Функционирование в обоих полушариях этих двух планетарных центров наркопроизводства (героина в Афганистане и кокаина в Южной Америке) сопоставимо с деятельностью двух мировых резервных систем криминального мира, поддерживающих трафики в Африке, Центральной Америке и Центральной Азии. Объемы эмиссии и инвестиций этих центров в мировую криминальную сеть составили за прошедшие 15 лет около трех триллионов долларов.

По сути, они являются неиссякаемым источником для функционирования глобального криминального теневого и анонимного субъекта.

Именно поэтому первым вектором новой глобальной антинаркотической политики должно стать сосредоточение усилий всех государств ООН на ликвидации двух планетарных центров наркопроизводства в качестве ключевой задачи повестки дня в области устойчивого развития после 2015 года, в том числе в Целях развития тысячелетия.

Более того, ликвидация этих двух планетарных центров наркопроизводства должна стать первоочередной задачей человечества в решении наркопроблемы.

Вместо деструктивных планетарных центров наркопроизводства и порождаемых ими транснациональных наркопотоков мировое сообщество обязано организовать иные центры – центры развития, как в регионах производства наркотиков, так и в регионах интенсивного наркотранзита.

Это масштабная и комплексная задача.

Ее специфика и сложность решения состоят в том, что данные планетарные центры наркопроизводства существуют не стихийно, как природные явления, а бережно и тщательно культивируются, охраняются и щедро спонсируются теневым банковским сектором.

Альтернативное развитие Второй вектор новой глобальной антинаркотической политики

Второй вектор новой глобальной антинаркотической политики определяется необходимостью форсированного укрепления суверенных национальных государств на основе программ комплексного альтернативного развития, что, к слову, зафиксировано в соответствующих решениях Генеральной Ассамблеи ООН, но пока, к сожалению, не реализуется.

Альтернативное развитие должно опираться на современные формы индустриализации Африки, требующие строительства трансафриканских и трансконтинентальных интегративных инфраструктур, объединяющих транспорт, энергетику и телекоммуникации. На африканском континенте ведущую роль, безусловно, призван сыграть Африканский союз.

Данный тип индустриализации предполагает создание в государствах Африки полномасштабных производительных сил, включая национальные институты образования, науки и промышленного производства. Конкретные инициативы данного типа индустриализации могут быть представлены совместно Россией, ЮАР, Бразилией и Индией.

Строительство трансконтинентальных инфраструктур как базы программ альтернативного развития требует формирования финансовых пулов для долгосрочных инвестиций в эти инфраструктуры, что позволяет контролировать финансовые потоки и препятствовать поступлению наркоденег в легальный оборот.

Значительным потенциалом в решении этой задачи обладает международное объединение стран Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Америки – БРИКС, концентрирующее почти 50 процентов мирового населения и 30 процентов мирового ВВП. Создаваемые финансовые институты БРИКС могли бы сыграть в высшей степени конструктивную роль в развитии Африки в это сложное время.

Начало антинаркотическому сотрудничеству государств БРИКС было положено по инициативе Президента России В.В. Путина на африканском континенте в городе Дурбан в позапрошлом году. Очевидно, что было бы целесообразно пригласить к такой работе все желающие государства Африки. Полагаю, формат нашей московско-африканской конференции является оптимальным.

Наркотики как проблема безопасности Третий вектор глобальной антинаркотической политики

Третий вектор заключается в том, чтобы кардинально поднять статус наркопроблемы, поставив ее в один ряд по своим масштабам и последствиям с проблемами терроризма, пиратства и ядерного нераспространения.

Так, до сих пор в ООН проблемы наркотиков рассматриваются не с точки зрения обеспечения глобальной безопасности по линии Совета Безопасности ООН, а как преимущественно гуманитарная проблема в контексте социально-экономических вопросов по линии ЭКОСОС.

Безусловно, этот подход позволяет продвигать программы альтернативного развития, организуя, к примеру, в рамках «Форума ЭКОСОС по сотрудничеству в целях развития» постконфликтный подъём и развитие отдельных стран.

Однако, и это следует особо отметить, проблема наркотиков фактически выведена из предмета работы Совета Безопасности ООН, не секьюритизирована, а это не позволяет мировому сообществу юридически зафиксировать истинный масштаб проблемы в контексте безопасности и, следовательно, предпринимать согласованные и междисциплинарные меры реагирования в соответствии с главой VII Устава ООН.

Здесь необходимо отметить, что государства Африки выступают в качестве лидеров в исправлении этой ситуации.

Так, поистине революционное значение для повышения статуса проблемы наркотиков имели открытые дебаты в Совбезе ООН по теме «Мир и безопасность в Африке: незаконный оборот наркотических средств как угроза международной безопасности», проведенные 8 декабря 2009 г. по инициативе и под председательством Буркина-Фасо.

В заявлении Председателя Совета Безопасности, постоянного представителя Буркина-Фасо при ООН посла Мишеля Кафандо, сделанном по итогам дебатов, говорилось, что Совет Безопасности, цитирую, «с беспокойством отметил серьезные угрозы для международной безопасности в различных регионах мира, в том числе в Африке, создаваемые в некоторых случаях незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и связанной с этим транснациональной организованной преступностью».

Благодаря этой инициативе через три месяца в феврале 2010 года Совбез ООН провел специальное заседание по теме «Угроза международному миру и безопасности» с акцентом на проблемы международного оборота наркотиков и организованной преступности. Показательно, что, открывая заседание, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, цитирую: «Мы должны действовать без промедлений. ... Давайте же объединим свои усилия и не допустим, чтобы оборот наркотиков и организованная преступность угрожали международному миру и безопасности».

Впоследствии вопрос наркотрафика как угрозы безопасности неоднократно поднимался на заседаниях Совбеза по инициативе и под председательством Нигерии, Габона, ЮАР, Того, Марокко и других стран Африки. Именно такой системный подход стран Африки заслуживает общемирового признания.

Теперь, очевидно, необходимо довести эти закономерные обсуждения и усилия до своего принципиального и логического решения.

На предстоящей Спецсессии Генассамблеи ООН необходимо обратиться к Совету Безопасности провести секьюритизацию проблемы масштабного наркопроизводства в двух планетарных центрах, организовав, как это показано на слайде, своего рода вертикаль безопасности проблемы наркотиков, чтобы задать новые возможности в системе обеспечения международной безопасности в целом.

Более того, очевидное невыполнение политических деклараций и планов действий по борьбе с мировой проблемой наркотиков, принятых ООН в 1998 и 2009 годах, способствовало дальнейшему росту объемов производства героина и кокаина в глобальных центрах, усилению активности транснациональной преступности и пропорциональному нарастанию угрозы глобальной безопасности.

В связи с этим предлагаю вынести на предстоящую Спецсессию Генассамблеи ООН предложение о разработке Декларации о целях и принципах глобальной антинаркотической политики.

Заключение

Обозначенные мною три вектора глобальной антинаркотической политики, уверен, могли бы выступить той платформой, вокруг которой передовые государства мира могли бы объединить свои усилия и сделать предстоящую Спецсессию Генассамблеи ООН судьбоносным этапом в более чем столетней истории организации.

В завершении своего выступления подчеркну, что для нас возможность интенсивного сотрудничества России с африканскими государствами на антинаркотическом треке представляет исключительный интерес и мы готовы к любым предложениям по совместным действиям.

Спасибо за внимание.