Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

17.09.2015

 

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на оперативном совещании по теме: «Организация и координация работы по созданию национальной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в субъектах Российской Федерации»

 

Москва, 17 сентября 2015 года

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Ровно три месяца назад под председательством Президента России Владимира Владимирович Путина прошло заседание Президиума Государственного совета по вопросу реализации антинаркотической политики, на котором он сказал, цитирую, следующее: «Необходимо решать проблему избавления людей от наркотической зависимости, но исключительно медицинскими мерами, конечно, здесь не справиться. Нужна последующая социальная реабилитация и возвращение к нормальной полноценной жизни».

Эти задачи во многом сейчас решают структуры гражданского общества - негосударственные реабилитационные центры. Всего по стране таких организаций более 500. Полагаю, что необходимо включить их в формируемую национальную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Поэтому в сегодняшнем интерактивном совещании помимо представителей ФСКН России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации присутствуют представители гражданского общества, занимающиеся реабилитацией наркопотребителей.

Хочу подчеркнуть, что координирующая роль в создании национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 507 возложена на органы наркоконтроля.

Безусловно, это создало принципиально новую ситуацию, когда служба призвана быть организующим началом и вовлечь в создание национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации все федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.

Решение главы государства, определившее ФСКН России координатором данной работы, подчеркивает важность для общества скорейшего выстраивания эффективной вертикали последовательной работы с наркопотребителями.

Помимо организационных вопросов заложены законодательные и нормативные основы этой деятельности. Во многом эту работу определяет вступивший 25 мая прошлого года в законную силу Федеральный закон № 313. Он наделяет суды полномочиями определять обязательность прохождения реабилитации, то есть программ освобождения от зависимости наркопотребителей, совершивших административные правонарушения.

С момента его вступления в силу уже вынесены решения в отношении 50 тысяч человек, которые по решению суда должны пройти программы реабилитации.

В решениях Президиума Госсовета, правительство и реабилитационные центры во взаимодействии со структурами медицины, социальной защиты регионов должны заниматься потребителями наркотиков.

Сейчас большую работу проводят наркологические учреждения, которых в нашей стране насчитывается порядка 150. Ежегодно после помимо направленных на лечение наркозависимых туда обращаются ещё порядка 60-80 тысяч человек с проблемой наркопотребления. Таким образом, число выявленных граждан приближается к 130-150 тысячам человек.

Это именно тот контингент, который нам надо направить на освобождение от зависимости, чтобы вернуть их к нормальной полноценной жизни.

В соответствии с поручением Президента России по итогам заседания президиума Госсовета мы организационно сформировали реабилитационную вертикаль для решения поставленных задач. Полномочиями по формированию государственной политики в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей наделяется Государственный антинаркотический комитет.

Для обеспечения необходимой организационной работы по этому направлению на прошлой неделе Указом Президента России в составе аппарата Государственного антинаркотического комитета создано новое Управление – Управление по координации деятельности в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Назначен руководитель этого управления, который будет осуществлять координацию деятельности антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных органов ФСКН России. Мною подписан приказ, согласно которого в управлениях ФСКН России в субъектах Российской Федерации будут созданы специальные отделы для реализации этой функции. Численностью не менее 5 человек. Но конечный штат отдела будет зависеть от численности населения в субъекте Российской Федерации.

Главная задача на следующий год – это по примеру передовых субъектов Российской Федерации, где уже создан полномасштабный региональный сегмента Национальной  системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, создать эффективно работающие сегменты во всех субъектах Российской Федерации. Все необходимое для этого есть, нормативная база в виде законов, постановлений правительства, поручений Президента Российской Федерации создать такие сегменты.

В развитии этих решений 30 июля этого года Совета Федерации было проведено расширенное заседание Государственного антинаркотического комитета совместно с председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентиной Матвиенко по результатам которого принятого постановление, в котором содержатся рекомендации субъектам Российской Федерации включить разделы по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в антинаркотические программы субъектов Российской Федерации.

В настоящее время готовится приказ ФСКН России, в соответствии с которым в таблицу результатов деятельности территориальных органов ФСКН России помимо оперативной работы будут включены следующие показатели:

- количество наркопотребителей, мотивированных на прохождение реабилитации;

- количество наркопотребителей, прошедших полный курс реабилитации;

- количество выданных именных сертификатов на реабилитацию;

- количество лиц, направленных по решению суда на прохождение диагностики, профилактических мероприятий, лечения или медицинской и социальной реабилитации.

- количество организаций в субъекте Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере комплексной реабилитации и включённых в региональные реестры на основании квалифицированного отбора.

Вместе с тем, хотел обратить внимание, что есть федеральные округа, где количество решений суда по административным нарушениям составляет порядка 70 процентов, когда выносится решение о направлении на реабилитацию. Однако, в Приволжском, Центральном, Северо-Западном, Южном и Крымском федеральных округах этот показатель значительно ниже вышеуказанного. Безусловно, там работает судейский корпус, но решений о направлении на реабилитацию пока крайне мало.

Аналогичные показатели будут включены в таблицу деятельности антинаркотических субъектов Российской Федерации.

На данный момент механизмы обеспечения наркопотребителей сертификатами на социальную реабилитацию реализуется всего в 11 регионах нашей страны – Пермском крае, Астраханской, Курской, Псковской, Иркутской, Ленинградской, Томской, Ростовской областях, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, г. Москве.

Численность сертификатов пока мала, но это безукоризненно работающий финансовый механизм, который, во-первых, поднимает возможности неправительственных организаций, а во-вторых создает юридическую систему взаимных прав и обязанностей. Обязанностей неправительственных организаций работать по стандартам и добиваться высокой эффективности. А другой стороны эти сертификаты показывают необходимость работать структур медицины и социальной помощи с этим контингентом людей, находящихся в реабилитационных центрах, но также и с их родными и близкими.

Это поможет решению задачи снятия социальной напряжённости в обществе. Это надежда для родителей вернуть своего ребенка в нормальную жизнь.

В заключение своего вступительного слова хотел бы представить проект Дорожной карты старт-апа организации региональных сегментов Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей во всех субъектах Российской Федерации.

Спасибо за внимание!