Главная страница   Информация о службе   Ликвидационная комиссия

версия для печати Выступления

22.12.2015

 

Выступление директора ФСКН России на заседании ГАК по теме: «О механизмах широкого вовлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в реализацию подпрограммы «Комплексная реабилитация и ресоциализация наркопотребителей» государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» и решений заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 17 июня 2015 г.», Москва, 22 декабря 2015 г., Зал Коллегии ФСКН России

 

О создании федеральной индустрии реабилитации потребителей наркотиков на основе организаций гражданского общества

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Необходимость привлечения негосударственных организаций к выполнению задач, поставленных государством, неоднократно подчеркивалась руководством страны. Этот вектор очевиден, поскольку направлен на повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг путем расширения участия в их оказании негосударственных организаций.

Выступая на форуме активных граждан «Сообщество» 4 ноября 2015 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что социально ориентированные некоммерческие организации «чаще лучше, чем государственные или даже муниципальные структуры, понимают и чувствуют потребности и нужды людей, тоньше, эффективнее реагируют на эти проблемы и, на мой взгляд, могли бы эффективно тратить государственные ресурсы, выделяемые на эти цели».

При этом Президент страны отметил, что для открытия доступа НКО к выделяемым государством средствам на социальные цели необходимо проводить, цитирую, «специальную работу по отбору, по подтверждению ими своей компетенции».

В рамках ежегодного Послания Федеральному Собранию Президентом РФ было предложено до 10 процентов средств региональных и муниципальных социальных программ направлять на оказание социальных услуг некоммерческим организациям.

В связи с тем, что в сфере социальной реабилитации именно негосударственные организации оказывают подавляющее большинство услуг по социальной реабилитации, возвращая к здоровой жизни наших граждан, потребляющих наркотики, то и процент направления средств бюджетов в этой сфере должен быть увеличен.

Ранее на президиуме Государственного совета по вопросу реализации государственной антинаркотической политики, состоявшемся 17 июня 2015 года, Президентом было дано прямое поручение органам государственной власти субъектов страны до 15 марта 2016 года утвердить реестр негосударственных организаций, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию потребителей наркотиков, и предусмотреть формирование системы государственного задания на их услуги.

Указанные направления и механизмы необходимо рассматривать не разрозненно, а в качестве единой системы мер, направленных на развитие региональных сегментов комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в субъектах РФ.

Что это даёт для функционирования национальной системы социальной реабилитации?

Через организацию ответственного партнёрства государства с некоммерческим сектором мы создаём действенный организационный и правовой механизмы, которые позволяют не только администрировать деятельность негосударственных организаций, но и, по сути, выступают способом их найма для реализации подпрограммы по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков».

Очевидно, имеются три базовых направления вовлечения и найма организаций гражданского общества на решение задачи реабилитации.

Первое. Формирование прозрачной системы государственного заказа и госзаданий на услуги по социальной реабилитации.

Второе. Точечная, но системная поддержка и развитие путем предоставления субсидий, грантов, государственного или муниципального имущества на безвозмездной и льготной основах, бесплатной информационной поддержки организациям, занимающимся данной деятельностью.

Третье. Развитие федеральной и межрегиональной инфраструктуры социальной реабилитации наркопотребителей путём государственных вложений в стандартизацию и управление качеством реабилитации, ведение НИР и НИОКР, подготовку кадров, обеспечение полного цикла преображения наркопотребителя от стадии его выявления до его интеграции в общество как работающего гражданина России.

При этом организационно-правовой основой реализации первых двух направлений является внедрение в каждом субъекте РФ системы отбора организаций на основе критериев, разработанных ФСКН России и утвержденных в прошлом году на заседании ГАК, а также создание Реестров организаций, о которых говорил Президент РФ в своих поручениях.

Включение в реестр требует соответствия организаций предъявляемым государством требованиям, а также добровольного принятия ими ряда обязательств и готовности к открытому диалогу с государством. Кроме того, включение в Реестр необходимо для формирования системы контроля качества услуг, оказываемых реабилитационными центрами.

Для формирования системы государственного заказа на услуги по социальной реабилитации необходимо закрепить проведение мероприятий по социальной реабилитации организациями как оказание наркопотребителям государственных услуг. Иными словами, реализовать предусмотренные Федеральным законом № 3-ФЗ гарантии социальной реабилитации государством.

Тем самым мы сформируем систему государственного заказа на реабилитацию, объединив усилия негосударственных организаций, занимающихся реабилитацией и постреабилитационным сопровождением, в единую систему государственно-общественного партнерства.

Нужно отметить, что схожей характеристикой и целями обладает успешно апробированный в 12 субъектах нашей страны механизм предоставления сертификата на реабилитацию в один из центров, прошедших предварительный отбор.

При этом критически важно параллельно с деятельностью субъектов Федерации организовывать сквозную федеральную инфраструктуру для некоммерческого сектора и национальной системы социальной реабилитации в целом.

Сюда включаются и стандарты деятельности, и система управления качеством реабилитации, создание сетей пилотных (экспериментальных) площадок и кластеров, и информационная политика вплоть до создания профильного СМИ, и организация современной системы мониторинга, и НИР и НИОКР, и подготовка кадров и др.

Без федеральной инфраструктуры усилия 85 субъектов Федерации будут на порядок менее эффективны.

Приоритетным на сегодня является законодательное оформление новой индустрии и системы деятельности.

Прежде всего, необходимо ввести в российское правовое поле понятие социальной реабилитации, поскольку в процессе комплексной реабилитации порядка 90 процентов времени и сил затрачивается именно на нее, однако такого правового понятия до сих пор не существует.

Придав нормативный характер деятельности по социальной реабилитации, мы должны также закрепить ответственные органы власти субъектов, уполномоченных на ее организацию. Непосредственно определять такой орган будет сам глава субъекта Федерации, однако основой такого определения должен стать не протокольный акт, как происходит  на данный момент во многих субъектах РФ, а именно нормативный правовой акт. Это позволит не только уполномочить выбранный орган, наделив его правами и обязанности в сфере социальной реабилитации, но и повысит уровень его ответственности за качество и эффективность данной деятельности.

В заключение хочу отметить, что в течение 2015 года решениями судов в административном судопроизводстве 65 тысяч человек было уже направлены на лечение и реабилитацию. В следующем году эта цифра наверняка будет удвоена. То есть потоки направляемых на реабилитацию государством будут только нарастать. Поэтому необходимо в срочном порядке определить бюджетное финансирование, установить уполномоченные органы в субъектах федерации и массовое вовлечение некоммерческих организаций в реабилитацию.

Спасибо за внимание.